Целью  создания  системы  сегментарного  учета   и отчетности  в  организации  является  обеспечение  собственников  и  менеджеров  всех  уровней   управления  полной,  оперативной  и  достоверной  информацией  о  деятельности структурных  подразделений  для  анализа  и  принятия  грамотных  управленческих  решений.  Эту  информацию  не  может представить  система  финансового  учета.

При  создании  системы  сегментарного  учета  и  отчетности  необходимо  иметь  в  виду  следующее:

— затраты  на  внедрение  и  обслуживание  системы  должны  быть  меньше,  чем  получаемый   от  ее  использования  эффект;

—         система  должна  обеспечивать  конфиденциальность  информации;

—         система  должна  быть  автоматизирована  и  универсальна.

Этапы постановки    системы        сегментарного         учета на предприятии:

1. Формирование  децентрализованной  структуры  управления  с  выведением  центров  ответственности  с  последующим  их разделением  на  центры  прибыли  и  центры  затрат. Например,  децентрализованная  проектируемая  структура  аптечного  управления  выглядит  следующим  образом:

https://www.cash-trading.ru/wp-content/uploads/2014/09/struktura_upravlenia.jpg

По  центрам  ответственности  (местам  возникновения  затрат) осуществляется  управленческий  учет  и  контроль (нормирование,  планирование  и  учет  затрат  обращения).

Центры  прибыли  должны  не только  покрыть  расходы,  но  и  обеспечить   прибыль  организации.

2. Кодировка статей  доходов  и  затрат  центров ответственности. Для  контроля  и  оценки  деятельности  отдельных  сегментов  бизнеса  необходимо  провести:

а)   классификацию  их  расходов  на  переменные,  постоянные,  условно – постоянные. Затраты,  которые  нельзя однозначно отнести ни  к  переменным,  ни  к  постоянным,  рассматриваются  как  условно – постоянные;

б) разделение затрат  центров ответственности  на  регулируемые  и  нерегулируемые.  Регулируемые – это  затраты,  зарегистрированные  по  центрам  ответственности,  величина  которых  зависит  от  деятельности  руководителя  центра  ответственности.  Нерегулируемые  затраты  не  подвержены  такому  влиянию.

3. Организация  плановой  и  отчетной  работы  по  каждому  сегменту. С  вводом  в действие  системы    управленческого  учета  появляется  возможность  планировать  затраты  и  доходы  центров  ответственности и,  как  следствие,  разрабатывать  ценовую  политику  сегментов  бизнеса,  выявлять  отклонения  фактических  показателей  от  плановых.

Пути  повышения  оперативности  формирования  сегментарной отчетности.

  1. Повысить  частоту  представления  центрами  прибыли  товарных  и кассовых  отчетов  (товарных 2  раза  в  неделю,  кассовых – каждый  день).
  2. Полная  автоматизация  учетного  процесса  с  использованием  электронных  сетей.