Деятельность подразделений зависит от следующих факторов нефинансового характера:
-изобретательство;
-производительность труда;
-качество изделий (услуг);
-уровень обслуживания покупателей и заказчиков.
Нефинансовые аспекты деятельности потенциально влияют на финансовые результаты подразделений и организации в целом. В связи с этим необходимо понять ключевые различия между финансовыми и нефинансовыми критериями.
Различия между финансовыми и нефинансовыми критериями:
- Нефинансовых критериев намного больше, чем финансовых.
Например, только для оценки качества процессов и изделий используют следующие критерии: скорость исполнения заказа, соответствие стандартам качества, соответствие или превышение показателей конкурентов, уровень удовлетворенности покупателей и т.п.
- Связь нефинансовых критериев с конечными финансовыми результатами деятельности компании может быть определена только на основе статистических данных за длительный период времени.
- Нефинансовым критериям свойственна утрата по мере их использования своей значимости.
Например, уровень удовлетворенности покупателей уже превышает 90%, его дальнейшее улучшение не ожидается. Следовательно, нужно искать новые нефинансовые критерии для оценки деятельности своих подразделений.
4. С помощью финансовых показателей руководству компании
удается оценить результаты прошедшей деятельности
подразделения, а нефинансовые критерии позволяют
спрогнозировать результаты будущей работы сегмента.
Существует несколько правил комбинированного использования финансовых и нефинансовых показателей для оценки деятельности сегментов:
1) число показателей должно быть больше двух, но меньше шести;
2) в системе показателей должны быть представлены как финансовые, так и нефинансовые критерии оценки деятельности;
3) нефинансовые показатели должны отвечать следующим требованиям:
— у сегментов имеется возможность их совершенствования;
— они должны контролироваться ответственным лицом, способным принимать меры по их улучшению;
— улучшение нефинансовых показателей должно вызвать улучшение финансовых результатов.
4) при подборе критериев следует учитывать, что улучшение
одного из них не должно автоматически приводить к
улучшению других;
5) процесс разработки критериев должен быть бесконечным, то есть на смену одним критериям должны приходить другие.
Рассмотрим пример.
Крупная компания, производитель электроники, пытается разработать критерий оценки деятельности одного из своих структурных подразделений – центра сбыта.
Центр сбыта является центром затрат, так как несет ответственность только за размер запасов готовой продукции на складе и за затраты по ее хранению, но не контролирует доходы.
Оценим вклад центра затрат в формирование показателя рентабельности активов (прибыль/ активы).
Для оценки деятельности центра используется два финансовых критерия:
-затраты на выполнение заказа (чем ниже затраты, тем выше прибыль);
-соотношение доходов к запасам (чем выше это соотношение, тем меньшая часть активов находится в запасах).
Администрация выбрала следующие нефинансовые критерии для
оценки деятельности центра сбыта:
-время, необходимое для выполнения заказа;
-объем заказов, выполненных за счет запасов продукции на складах. Ценность данного показателя заключается в необходимости поддержания оптимального размера запасов на складе.
Подобранные критерии умеренно ограничивают друг друга: время, необходимое для выполнения заказа, не может быть сокращено за счет экономии затрат выполнения заказа (например, использование воздушного транспорта вместо наземного).