Независимо  от  того,  какой      критерий       используется   для  оценки  деятельности  бизнес – единицы,  необходимо определить,  какие  доходы, расходы  и  активы  должны  быть  включены  в  расчеты.  В  основе  включения  расходов  и  активов —  их  контролируемость. Например,  менеджер  подразделения,  чья  деятельность  оценивается  показателем  рентабельности  активов,  должен  иметь  возможность  контролировать  прибыль  и    величину  своих  активов:

  1. Затраты.

Если  косвенные  постоянные  затраты  находятся  вне  сферы  ответственности  менеджеров  и  не  контролируются  ими,  то между  сегментами  распределяются   только  прямые    расходы. Например,  компании,  использующие   показатели  остаточной   прибыли  и  экономической  добавленной  стоимости,  должны  исключить  из расчетов  проценты  по  долгосрочным  кредитам  и займам.

  1.  Обязательства.

Распределение  обязательств  по  подразделениям  улучшает  значение  показателей  РА  (рентабельности  активов)  и  ОП  (остаточной  прибыли)  этих  сегментов. Для  оценки  деятельности  своих  сегментов  распределяют  лишь  те  обязательства,  которые  по своему  целевому  назначению  относятся  к  тому  или  иному  подразделению. Например,  кредиторскую  задолженность  легко  идентифицировать  с  деятельностью  данного  подразделения. В  расчет  рентабельности  активов  принимается  значение  чистых активов,  для  каждого подразделения  рассчитываемых  по  упрощенной  формуле:

Чистые  активы = Активы – Кредиторская  задолженность

  1. Активы.

С       сегментами        идентифицируются     только  те  активы, которые используются   исключительно  данным  подразделением (здания  и  оборудование,  запасы  сырья  и  готовой  продукции,  дебиторская  задолженность).  Администрация  компании  контролирует  расходы  по  административному  зданию,  нематериальным  активам  (гудвилл, организационные  расходы), денежным  средствам  и  ценным  бумагам.

В  зарубежной  практике  существует  3  точки  зрения  по поводу  того, какую  стоимость  основных  средств  использовать  при  определении  величины  активов  подразделения:

—         остаточную,

—         первоначальную;

—         восстановительную.

Каждая  из  оценок  имеет  свои  преимущества  и  недостатки.

3.1 Основные  средства  оцениваются  по  остаточной  стоимости:

Остаточная  стоимость = Первоначальная  стоимость — Амортизация

Преимущество  в  том,  что этот  метод оценки  согласуется  с  международной  практикой  ведения  финансового  учета,  он  признает  факт  обесценения  активов  с течением  времени.

Недостаток  данного  метода  в  том,  что  с  течением  времени остаточная стоимость  основных  средств  снижается,  стоимость  активов  уменьшается,  а  РА  и  ОП  сегмента  увеличивается.  Таким  образом,  оценочные  показатели  деятельности  сегмента улучшаются  по  мере  нарастания  износа,  а  не  вследствие  повышения  эффективности  функционирования  подразделения. Это  затрудняет  процесс  объективной  оценки  деятельности  сегмента.

3.2  Основные  средства  оцениваются  по первоначальной  стоимости.

Преимущество – решается  проблема  искусственного  завышения  показателей   РА  и  ОП.

Недостаток – по  мере  изнашивания  основные  средства  теряют  свою  первоначальную  производительность. Не  учитывается  процесс  амортизации.

3.3  Основные  средства  оцениваются по  восстановительной  стоимости.

Существует  три  метода  расчета  восстановительной  стоимости:

—         по  стоимости  новых  активов,  аналогичных  используемым  активам  (стоимость  замещения);

—         по  стоимости  приобретения  активов,  находящихся  в  таком  же  техническом  состоянии,  как  и  те,  которые  используются (стоимость  воспроизводства);

—         по  цене  приобретения  активов  с  эквивалентными  возможностями  и  производительностью.

Главный     недостаток       этого      метода – отсутствие  информации  о  восстановительной  стоимости  объекта.  Поэтому  на  практике  наиболее  часто  используют  метод  остаточной  стоимости.

Использование  менеджерами  финансовых критериев  оценки  позволяет  принимать  грамотные  управленческие  решения  относительно  увеличения  инвестиций  в  те или  иные  подразделения,  по  финансированию  одних сегментов  за  счет  денежных  средств  других сегментов,  продаже  или  закрытию  отдельных  бизнес – единиц.

Деятельность  менеджеров и  их  подразделений оценивается  одним  из  следующих  методов:

1) внутреннего  ранжирования показателей  РА  и ОП. Он   используется

для  оценки    относительного  вклада  каждого  подразделения в  составе  компании.  Величины  РА  и  ОП  должны  быть  больше    у  подразделений  с  высокой  степенью  риска;

2) исторического  сравнения – это сравнение результатов,  достигнутых

одним  и  тем  же  подразделением  за  различные  отчетные  периоды;

1)     средних  показателей  по  отрасли – сравнение  результатов  деятельности  сегментов  (или его  менеджера)  с деятельностью  конкурентов.