Доходность инвестированного капитала (return on investment, ROI) или норма прибыли – это показатель финансовой эффективности, используемый для оценки эффективности инвестиций (после или во время инвестиционного периода) либо для сравнения эффективности различных инвестиций (до распределения капитала).

При расчете ROI сравниваются ожидаемые от проекта наиболее ощутимые доходы или выгоды с затратами на внедрение предлагаемой программы или решения. Если говорить кратко, то это отношение полученных или потерянных денежных средств от инвестиции к объему инвестированных денежных средств.

Среди организаций ROI является очень популярным показателем благодаря своей универсальности и простоте и служит хорошей поддержкой в процессе принятия решений. Применяя ROI в проектной деятельности, организации могут подобным же образом использовать ROI и в отношении инвестиций. Если есть возможность выбора инвестиций с более высоким ROI, то инвестиции с более низким ROI могут быть отвергнуты или хотя бы понижены в приоритете.

Анализ ROI в отношении предлагаемых расходов помогает руководству компаний в принятии решений о прекращении или продолжении деятельности. ROI можно разделить на две категории: микро– и макро ROI.

Микро ROI фокусируется на элементах любого проекта или программы, реализуемых компанией. Для большинства таких элементов характерен укороченный временной период (обычно до года). Примерами являются: проект создания сервиса прямой рассылки; проект разработки печатной рекламы; продвижение продаж.

Микро ROI может включать почти все, на что компания тратит деньги и от чего она ожидает положительный финансовый результат за период менее года.

Макро ROI относится к общей эффективности главных инициатив компании. Примерами являются: развертывание новой сборочной линии; создание собственной службы грузоперевозок; строительство нового производственного здания.

Возврат инвестиций для такого типа инициатив занимает, вероятно, более одного года и может растянуться на несколько лет.

Хотя расчет ROI осложнен для нематериальных инвестиций (например, развитие знаний), тем не менее он может быть успешно применен при проведении тренинговых программ.

Естественно, ROI является ключевым показателем, за которым следят инвесторы в поисках бизнеса, демонстрирующего положительную доходность своих инвестиций на постоянной основе.

Формула

Доходность инвестированного капитала рассчитывается следующим способом.

ROI = (Доход от инвестиции – Стоимость инвестиции) / Стоимость инвестиции

В этой формуле «Доход от инвестиции» относится к выручке, полученной от продажи результата инвестиции.

ROI также можно рассчитать как отношение чистых выгод к чистым затратам или как отношение прибыли к затратам, умноженное на количество лет.

ROI может определяться в конце программы (источником служат данные по стоимости программы и полученным выгодам).

ROI также определяется в процентах за год (более применимо для долгосрочных проектов). Такой подход дает представление о сроке, необходимом для того, чтобы инвестиции окупились и начали приносить прибыль.

Если доходность равна 25% в год, то потребуются четыре года, чтобы инвестиции окупились.

Если доходность равна 50%, то срок окупаемости – два года, если 200%, то шесть месяцев.

Организации устанавливают свои собственные целевые значения, основываясь на отраслевых сравнительных данных. Обычно чем выше инвестиционные риски, тем больше потенциальная доходность и больше потенциальные инвестиционные потери (понимание этой закономерности влияет на установление целевых значений).

Более того, коэффициенты рентабельности типа ROI обычно используются в финансовом анализе для сравнения рентабельности компании во времени либо для сравнения с рентабельностью других компаний. Мнение инвесторов может стать неплохим механизмом установления целевых значений ROI.