Вкусвилл впервые вошел в десятку крупнейших продовольственных ритейлеров РФ по итогам первого полугодия 2020 года, свидетельствуют данные аналитической компании InfoLine.

По ее оценке, «Вкусвилл» занял десятое место в рейтинге, вытеснив из него сеть Globus. В остальном список лидеров остался без изменений по сравнению с данными за 2019 год.

Выручка «Вкусвилла», по оценке InfoLine, увеличилась на 47% в январе-июне. Ритейлер показал самую высокую динамику среди лидеров рынка. Сопоставимый рост — на 46% — продемонстрировала сеть дискаунтеров «Светофор», которая вошла в рейтинг в 2019 году (девятое место по итогам прошлого года и первого полугодия 2020 года).

«Вкусвилл» — один из самых быстрорастущих российских ритейлеров. Компания была основана в 2009 году как сеть торговых точек с молочной продукцией «Избенка». В 2012 году были открыты первые магазины «Вкусвилл» — их ассортимент был расширен за счет овощей и фруктов, мяса, непродовольственных товаров и других категорий. С 2018 года на рынке остался только «Вкусвилл», все магазины «Избенка» были закрыты. 95% ассортимента магазинов приходится на собственную торговую марку ритейлера.

По итогам 2019 года выручка «Вкусвилла» составила 82 млрд рублей против 55 млрд рублей в 2018 году. Основным владельцем компании является ее основатель Андрей Кривенко, фондам Baring Vostok принадлежит около 12%.

Крупнейшим российским ритейлером является X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»). По итогам первого полугодия 2020 года розничная выручка Х5 выросла на 14,5%, до 961,435 млрд рублей.

За Х5 следует «Магнит» , который в январе-июне увеличил розничные продажи на 15,7%, до 743,959 млрд рублей.

Третье место занимает объединенная компания «Дикси» — «Красное и белое» — «Бристоль», выручка которой, по оценке InfoLine, выросла на 16% по сравнению с первым полугодием 2019 года.

На четвертом месте — ритейлер «Лента» , который в январе-июне увеличил розничную выручку на 9,6%, до 213,447 млрд рублей.
Замыкает пятерку Auchan Retail (-14%, по оценке InfoLine). За ним следуют Metro (+7,8%), «О`Кей» (+6,9%, до 84,335 млрд рублей, по данным компании) и «Монетка» (+19%, по оценке InfoLine).

Auchan единственный из десяти крупнейших ритейлеров сократил выручку по итогам первого полугодия, отметил гендиректор InfoLine Иван Федяков. «Многие магазины у них находились в торговых комплексах, и они, конечно, испытывали достаточно серьезное падение трафика», — пояснил он.

«Остальные компании растут очень динамично. В рейтинг врываются новички — это торговая сеть «Светофор» и компания «Вкусвилл». Но здесь как у новичков, так и у других компаний-лидеров, все-таки одним из ключевых элементов роста был рост сети, то есть открытие новых магазинов. Например, «Светофор» в прошлом году открыл 600 новых магазинов, «Вкусвилл» открыл 500 новых магазинов. Конечно, это сказывается на приросте выручки по итогам первого полугодия», — сказал Федяков, выступая на «Форуме лидеров продовольственного бизнеса» в рамках выставки WorldFood Moscow.

Однако и показатель LfL — рост выручки сопоставимых магазинов — у публичных компаний в 2020 году находится в положительной зоне, в то время как до конца 2019 года ситуация даже у лидеров была «мягко говоря далека от идеала»: у многих ритейлеров показатель LfL снижался, а рост был зачастую обусловлен инфляцией, сказал эксперт. В 1 квартале компании продемонстрировали «замечательные темпы роста» сопоставимых продаж, в том числе за счет повышенного спроса в марте. Но и во II квартале, уже без поддержки ажиотажного спроса, большинство компаний вышли в плюс, отметил он.

По данным InfoLine, на долю ста крупнейших торговых сетей в России по итогам первого полугодия пришлось 50% розничного рынка против 43% по итогам 2019 года, в том числе на десятку лидеров — 37,9% против 33,3%.

«На долю ста крупнейших FMCG-сетей, по нашим оценкам, теперь уже приходится половина оборота продуктов питания. Стоит заметить, что на топ-10 сетей приходится 37% объема продаж. Именно эти сети стали бенефициарами трудностей, с которыми мы столкнулись, и именно к ним потребители активно пошли в период изоляции. Это, естественно, сказывается и на финансовых результатах компаний.

Кризис, все плохо в нашей стране и не только в нашей, а компании демонстрируют замечательные финансовые показатели, растут двузначными темпами», — сказал Федяков.