Продовольственные ритейлеры демпфировали резкое повышение закупочных цен в ноябре, свидетельствуют данные Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ, объединяет крупнейший сети, включая X5 Retail Group, «Магнит» , «Ленту» и др.). В результате «потребители не ощущали на себе резких колебаний, а все изменения (цен) были плавными», сообщается в презентации ассоциации.

«Ритейл в общем всегда был, есть и будет, я думаю, фактором, сдерживающим потребительскую инфляцию. Это связано с тем, что мы ориентируемся в первую очередь на покупательскую способность: если она снижается, у нас нет выбора как реагировать на это — мы начинаем сдерживать рост цен», — сказал председатель президиума АКОРТ Сергей Беляков на онлайн-конференции в понедельник.
По данным ассоциации, повышение цен на подсолнечное масло, заявленное поставщиками в ноябре, составило 30%, в то время как потребительские цены выросли на 6,2% (данные на 30 ноября к октябрю). Цены поставщиков на сахар-песок выросли на 10%, а цены на полках магазинов — на 6,7%.

Ранее, 16 декабря, производители и ритейлеры при участии Минсельхоза и Минпромторга подписали соглашения о сдерживании цен на подсолнечное масло и сахар-песок в связи со значительным подорожанием этой продукции. Цены на сахар-песок, зафиксированные в соглашениях, составили в опте 36 рублей за килограмм (46 рублей в рознице), на подсолнечное масло — 95 рублей за литр (110 рублей в рознице). Срок действия соглашений — до конца I квартала 2021 года.

Ритейлеры также сдерживали рост цен на куриное мясо (заявленное поставщиками повышение цен составило 10%, повышение цен на полках — 1%), поваренную соль (7% и 0% соответственно), гречневую крупу (10% и 1,5%), мороженную рыбу (16% и 1,8%), пшеничную муку (10% и 1,8%), куриные яйца (11% и 6%), пшеничный хлеб (9% и 1,2%), ржаной хлеб (9% и 0,8%), молоко (6% и 0,8%), рис (5% и 0,2%) и сливочное масло (7% и 0,7%), свидетельствуют данные АКОРТ и Росстата.

По словам Белякова, политика сдерживания цен может негативно сказаться на производителях. «Для производителя, конечно, это фактор, сдерживающий развитие производства. Мы вынуждены на него идти, говорю об этом с болью в сердце. Потому что, когда мы отказываем нашим партнерам-поставщикам <…> в приемке тех цен, в структуре которых содержатся все издержки, которые они несут, плюс какой-то минимальный размер доходов, который обеспечивает развитие бизнеса, значит, мы медленно, но уверенно убиваем производителя, переработчика, нашего поставщика. Наверное, это не то, что нам нужно. Поэтому моя оценка того, что сейчас происходит с ценами, достаточно жесткая: наверное, это худшее из всех возможных решений, попытка административными методами сдержать рост цен и в рознице и, как главный элемент — сдерживание цен поставщикам нам. Но вынужденная — потому что ситуация развивалась таким образом, что не отреагировать было невозможно, и связано это с двумя категориями товаров. Но крайне важно не допустить экспансии этого подхода на другие группы товаров и не расширять период действия этих мер, возвращаясь к рыночному ценообразованию. Поверьте, мы гораздо быстрее, а главное — с меньшими издержками и для покупателя, и для поставщиков способны отреагировать и быть регуляторами цен по всем участникам цепочки, по всей цепочке, чем меры административного воздействия», — заявил Беляков.

«Для покупателя хочется сказать, что это хорошо. На самом деле, это не очень хорошо, потому что мы видим заполнение полки более дешевыми, недорогими продуктами, а дешевые — не всегда качественные. Понятно, что все продукты, которые находятся на полках магазинов, в силу закона, в силу ответственного поведения самих сетей соответствует всем стандартам качества. Но доля более качественных продуктов была бы выше, чем меньше нагрузки мы бы испытывали в части ценовой политики, чем больше возможностей было бы у покупателей купить более дорогую продукцию. Пока таких возможностей нет», — отметил глава АКОРТ.