Цель – количество дефектов или ошибок процесса не должно быть более чем 3,4 на миллион реализаций.

Показатель шести сигм (впервые разработанный компанией Motorola в конце 1980-х гг., а затем весьма успешно примененный такими гигантами, как General Electric и Honeywell, а также многими другими компаниями) информирует менеджеров о стабильности и предсказуемости результатов процесса. В качестве аналогии рассмотрим футбольного вратаря, проводящего 50 игр за сезон и в каждой игре отражающего 50 ударов противника. Если в качестве дефекта принять гол в ворота, то при показателе, равном шесть сигм, вратарь может пропустить один гол в 147 лет!

Важно подчеркнуть, что шесть сигм является и показателем, и методологией повышения эффективности. В качестве методологии шесть сигм представляет собой набор инструментов для обеспечения непрерывного совершенствования эффективности процессов. Эти инструменты основаны на следующих принципах:

  • определение требований (внутренних или внешних) заказчиков и, следовательно, их ожиданий относительно процесса;
  • измерение текущего исполнения, т. е. какова частота дефектов;
  • анализ получаемых данных для определения причин и уровня влияния дефектов, а также для определения возможностей для улучшений (почему, когда и где возникают дефекты);
  • улучшение ключевых процессов, выявление и предупреждение проблем;
  • контроль за улучшениями, т. е. каким образом мы обеспечиваем стабильность процесса.

Внедрение указанных принципов осуществляется специальной группой сертифицированных сотрудников (мастеры «черного пояса», «черные пояса», «зеленые пояса» – в зависимости от квалификации и уровня вовлеченности).

Особо отметим, что достижение уровня в шесть сигм существенным образом влияет на заметное снижение неудовлетворенности заказчиков и в конечном счете обеспечивает достижение стабильно высоких финансовых результатов.

Источниками данных являются вход процесса, сам процесс и выход процесса.

  • Вход – это информация или сведения в начале процесса.
  • К данным самого процесса относятся проверки эффективности, требования к продолжительности, стоимость, объем, дефекты и ошибки, трудозатраты процесса.
  • Выход – это измерение эффективности.

Формула

Дефект по методологии шесть сигм определяется как выход за рамки спецификации заказчика, в то время как реализация – это общее количество возможностей возникновения дефекта.

Сначала мы вычисляем количество дефектов на миллион реализаций (defects per million opportunities, DPMO), а затем по таблице (см. «Пример») определяем уровень сигмы.

DPMO = (Количество дефектов * 1 000 000) / ( Количество изделий * Количество реализаций)

где Количество дефектов – это общее количество обнаруженных дефектов, количество изделий – это общее количество произведенных изделий, количество реализаций – это количество путей (причин) возникновения дефекта.

Показатель сигма рассчитывается в начале проекта (плановое значение), после внедрения улучшения в проекте и периодически для обеспечения принципа контролируемости. Источником данных служит уже имеющаяся или поступающая информация о процессе.

При отсутствии автоматизации процесса и недостаточной доступности данных трудозатраты и стоимость сбора данных могут быть довольно высокими. Ручной сбор данных и анализ обоснованы только для ключевых процессов организации. Для других процессов, где сбор данных автоматизирован, затраты существенно ниже.

Уровень шесть сигм, соответствующий 3,4 дефекта на миллион реализаций, сам по себе является целевым значением, поэтому компаниям следует стремиться к этому или более низкому значению.

Критика метода шесть сигм основывается на том, что проекты обычно внедряются снизу вверх. В результате организации тратят много усилий на проекты, которые затрагивают крохотные области их бизнеса. Таким образом, в погоне за малым компании упускают большие возможности. Наибольшую выгоду применение подхода шесть сигм приносит при реализации проектов по достижению стратегических целей. Команда шесть сигм должна фокусироваться на наиболее важных стратегически значимых проектах, а не на тех, которые приносят некоторые финансовые выгоды.

Следует также заметить, что, хотя некоторые компании, став последователями концепции шесть сигм, действительно обеспечили сокращение себестоимости продукции, на фондовом рынке у них неважная репутация. Причина заключается в том, что эти компании используют концепцию шесть сигм исключительно для снижения затрат, а не как инструмент непрерывного улучшения для достижения стратегических целей: и это пример того, как не нужно использовать подход шесть сигм.