Необходимо понимать, насколько привлекательны акции вашей компании для потенциальных инвесторов. Оценка относительной привлекательности цен на акции по сравнению с акциями конкурентов дает руководству компании представление о степени легкости привлечения дополнительных инвестиций, а также о привлекательности покупки акций. Если цена акций невысока по сравнению с ожидаемым доходом, то акции такой компании являются привлекательной целью для покупки.

Показатель доходности акций (price / earnings ratio – P/E ratio) является наиболее популярным при анализе фондового рынка и отражает взаимосвязь между ценой акции и доходом компании.

Данный показатель отражает цену, которую должен заплатить инвестор за каждый доллар дохода компании. В альтернативном варианте он может быть выражен во времени, которое необходимо инвестору для возврата начальных инвестиций в компанию, при условии, что компания получает доход, аналогичный доходу за предыдущий год. Таким образом, высокий показатель доходности акций говорит о том, что инвестор платит больше за каждую единицу чистой прибыли (либо должен дольше ждать возврата своих вложений), поэтому такие акции более дорогие, чем у аналогичной компании с более низким показателем доходности.

Формула

Показатель доходности акций = Текущая цена акции / Доход за акцию

Или

Показатель доходности акций = Текущая рыночная капитализация компании / Годовой доход компании.

Показатель доходности акций обычно вычисляется ежеквартально в годовом исчислении после опубликования отчетности о доходах.

Вычислить показатель доходности акций несложно. Тем не менее большинство информационных систем фондового рынка занимаются расчетом показателей доходности акций.

Единого целевого значения показателя не существует, так как для различных отраслей нормальные значения показателя различны.

Основная проблема при расчете показателя заключается в том, что для получения текущего значения используются данные о доходе за истекший период. Мы все знаем, что эффективность в прошлом не является гарантией эффективности в будущем. Вот почему инвесторы со все возрастающим интересом изучают прогнозный показатель доходности акций (отношение цены акции к ожидаемому доходу в наступающем году). Такой подход особенно полезен в случаях, когда данные по прибыли предыдущих лет искажались такими событиями, как, например, распродажа активов, либо, когда компания оправляется после убыточных.

Также необходимо учитывать размерность показателя доходности акций. В большинстве случаев показатель измеряется в годах, необходимых акционеру для возврата инвестированных средств при отсутствии каких-либо изменений. Однако в случае низких и разрозненных значений показателя доходности имеет смысл говорить о размерности в месяцах.

И наконец, в ряде случаев имеет смысл разделять показатели доходности акций до и после уплаты налогов для введения поправки на налогообложение.