В привлечении клиентов на фондовый рынок ключевую роль играют банки, заявила член правления — управляющий директор по
фондовому рынку «Московской биржи» Анна Кузнецова на семинаре для журналистов.

По данным биржи, к середине августа среди активных клиентов Мосбиржи 397 тыс. человек являются банковскими клиентами, а 170 тыс. человек — это клиенты брокеров. Из 100 тыс. новых клиентов 75 тыс. человек приходит от банков и только 25 тыс. от профучастников.

«Если раньше новые клиенты у нас, в основном, приходили от брокеров, то с момента, когда новые проекты начали развивать банки («Тинькофф», Сбербанк , ВТБ и другие), мы стали регистрировать по 100 тыс. новых клиентов ежемесячно, и из них 75 тыс. приходится на банки. Раньше соотношение было обратным: 40 тыс. клиентов банков на 60 тыс. клиентов от брокеров. Но с 2018 года можно смело сказать, что тон задают банки», — отметила Кузнецова.

До 2017 года брокеры уверенно опережали банки по количеству активных клиентов. Так, в конце 2016 года на 121 тыс. активных клиентов брокеров приходилось 98 тыс. активных клиентов от банков. В 2017 году эти показатели по банкам и брокерам приблизительно сравнялись.

К концу 2018 года банки уже сильно оторвались от профучастников: на 292 тыс. активных клиентов банков приходилось всего 185 тыс. клиентов брокеров. Показательно, что динамика активных инвесторов среди клиентов профучастников нисходящая, их число сократилось со 185 тыс. в 2018 году до 170 тыс. человек к августу 2019 года.

Свою роль в этом процессе сыграли два фактора. Во-первых, привлечению населения на фондовый рынок через банки способствовало появление налоговых стимулов и распространение онлайн-каналов продаж и мобильных приложений ведущих банков для инвестирования на фондовом рынке. По данным Мосбиржи, 70% новых клиентов приходит на биржу через онлайн-каналы, при этом у банков этот процент, по словам Кузнецовой, еще выше, до 90%.

Во-вторых, важную роль сыграло распространение народных ОФЗ, благодаря которым многие вкладчики познакомились с фондовым рынком.

«В результате размещения ОФЗ-Н банки повысили финансовую грамотность своих сотрудников и научили их продавать инвестиционные продукты», — пояснила Кузнецова.