Чистый убыток «Аэрофлота» по МСФО в 2023 году сократился в 3,6 раза относительно убытка 2022 года — 14 млрд руб. против 50,4 млрд руб., сообщила компания.


Оба показателя содержат эффект курсовых переоценок, которые улучшили результаты 2022 года и ухудшили результаты 2023 года, уточнили в компании. В 2023 году на финансовый результат также положительно повлияло страховое урегулирование по самолетам, «что является оптимизационной инициативой с одной стороны, с другой — носит единоразовый характер», отметили в «Аэрофлоте».


С учетом корректировки на эффект валютного курса, страхового урегулирования, а также других неденежных корректировок впервые с 2019 года группа получила чистую прибыль — в размере 10,3 млрд руб. В 2022 году скорректированный убыток составил 41,4 млрд руб.


EBITDA в прошлом году выросла в 2,8 раза, превысив 318,3 млрд руб. Выручка группы подскочила на 48%, до 612,2 млрд руб.

истая прибыль/убыток, скорректированные на курсовой эффект от аренды, эффект страхового урегулирования и резервы на предоплату по заключенным договорам с учетом курсовой переоценки.

«Значительный вклад внес четвертый квартал 2023 года, который, несмотря на низкий сезон, показал самые сильные результаты в исторической перспективе благодаря устойчивому спросу на перевозки, — отметил первый замгендиректора «Аэрофлота» по коммерции и финансам Андрей Чиханчин, которого цитирует пресс-служба. — С учетом корректировок на единоразовые денежные эффекты в традиционно убыточном четвертом квартале в 2023 году группа «Аэрофлот» получила прибыль в размере 8,3 млрд руб.»

.
В текущем году компания видит сохранение высокого спроса и загрузки, «превышающей нормализованные уровни зимнего сезона, это дает надежду на продолжение позитивных трендов», добавил Чиханчин.


Операционные расходы группы за 2023 год остались практически на уровне предыдущего года, увеличившись на 0,8%, до 429,9 млрд руб. Рост расходов на фоне расширения производственной программы и увеличения провозных емкостей на 19,9% был компенсирован получением доходов по страховому урегулированию и демпферных поступлений, учитываемых в статье «прочие доходы/расходы». При этом отмечается увеличение затрат на топливо, аэропортовые сборы, а также техническое обслуживание и ремонт воздушных судов, «что связано в первую очередь с ростом количества рейсов и стоимости товаров и услуг сторонних организаций».

Общий долг группы по состоянию на 31 декабря 2023 года увеличился на 22,3%, до 747,8 млрд руб. Размер кредитов и займов снизился на 8,8%. При этом банковский долг и задолженность по облигациям снизились на 23%, до 88,2 млрд руб. В кредиты и займы, уточнили в компании, также включены дисконтированные обязательства в сумме 16,2 млрд руб. по будущим платежам по аренде, возникшие в рамках продажи с обратной арендой 10 Boeing 777.
Чистый долг группы на конец 2023 года составил 630,7 млрд руб., что на 25,2% выше показателя на конец 2022 года. С учетом улучшения показателя EBITDA уровень долговой нагрузки не ухудшился, отметили в компании.

В апреле 2023 года ПАО «Аэрофлот» была проведена сделка по продаже и обратной аренде 10 самолетов Boeing 777. Полученное от лизингодателя финансирование отражено по справедливой стоимости, рассчитанной как арендные платежи, продисконтированные под рыночную ставку привлечения заемных средств.

Как сообщалось, по итогам 2023 года группа «Аэрофлот» перевезла 47,3 млн пассажиров, что на 16,3% больше, чем в 2022 году. Процент занятости пассажирских кресел составил рекордные 87,5%, увеличившись на 3,9 процентого пункта.


«Аэрофлот» — крупнейшая авиационная группа РФ, объединяет одноименную авиакомпанию, «Победу» и «Россию». Государство контролирует 73,8% акций в «Аэрофлоте», 1,2% составляют квазиказначейские акции, 0,0001% — у менеджмента компании, 25% находятся в свободном обращении на Московской бирже.