Упрощенная система налогообложения— это такая система уплаты налогов, при которой обязанность по уплате  ряда основных налогов заменяется уплатой одного налога, а все остальные, установленные для них обязанности выполняются в общем порядке.

При этом следует иметь в виду, что для организаций и предпринимателей перечень заменяемых налогов несколько отличается. Это связано с тем, что при применении общего режима налогообложения эти категории плательщиков уплачивают разные налоги.

Указанное означает, что субъекты упрощенной системы не уплачивают:

— налог на прибыль организаций;

— налог на имущество организаций;

-единый социальный налог ( за исключением взносов по  обязательному пенсионному страхованию) ;

— налог на добавленную стоимость ;

-налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности);

-налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);

-единый социальный налог с доходов, полученных от предпринимательской деятельности;

Налоги, не упомянутые в указанном выше  перечне, уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с общим режимом налогообложения.

В отношении налога на добавленную стоимость могут возникать разнообразные ситуации. Согласно п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ сумма налога на добавленную стоимость подлежит уплате в бюджет лицами, не являющимися налогоплательщиками, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг). Суммы налога, уплаченные поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг), к вычету не принимаются.

Исходя из анализа указанной нормы, следует, что если организация или индивидуальный предприниматель, применяющие упрощенную систему налогообложения, выставит своему покупателю счет-фактуру с указанием НДС, то он(а) будет обязан(а) уплатить указанную сумму в бюджет.

В данном случае организации или индивидуальные предприниматели по своему статусу не являются ни налогоплательщиками, ни налоговыми агентами по НДС. Вместе с тем, в силу прямого указания в Налоговом кодексе РФ, данные субъекты обязаны уплачивать в бюджет сумму незаконно взысканного со своих покупателей налога.

Переход на упрощенную систему налогообложения является добровольным.

Это означает, что никто не может быть заставлен в принудительном порядке перейти на упрощенную систему налогообложения. Вместе с тем, правом на переход к упрощенной системе налогообложения обладают лишь те субъекты (претенденты), которые выполняют установленные для них главой 26.2 Налогового кодекса РФ условия.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, исполняют обязанности налоговых агентов, в общеустановленном порядке.

В соответствии со ст. 24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами являются организации и индивидуальные предприниматели, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, применяют действующий порядок ведения кассовых операций и порядок применения ККМ.

Порядок ведения кассовых операций в РФ утвержден решением Совета Директоров Центрального Банка России 22 сентября 1993 г. N 40 (доведено письмом ЦБР от 04.10.1993 г. N 18). В соответствии с указанным документом порядок ведения кассовых операций применяется всеми предприятиями на территории РФ (за исключением банков, учреждений и предприятий Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи РФ и др.).

Следовательно, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны соблюдать установленный порядок применения ККМ.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны соблюдать порядок представления статистической отчетности.

Положение о порядке предоставления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, утверждено постановлением Госкомстата РФ от 15.07.2002 г. N 154.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, выполняют требования законодательства о бухгалтерском учете в ограниченном объеме.

В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. ФЗ от 31.12.2002 г. N 191-ФЗ) организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов.

Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете.

По вопросу ведения бухгалтерского учета отдельными организациями необходимо отметить следующую особенность.

Ведение бухгалтерского учета для отдельных организаций обусловлено одновременно двумя самостоятельными обязанностями.

Первая обязанность по ведению бухгалтерского учета предусмотрена для осуществления контроля со стороны государственных органов, в том числе налоговых органов. От исполнения данной обязанности организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождены (за исключением учета основных средств и нематериальных активов).

Вторая обязанность по ведению бухгалтерского учета предусмотрена для соблюдения прав акционеров. Так, например, в Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» по данным бухгалтерского учета оценивается стоимость чистых активов, определяется размер крупной сделки, к компетенции общего собрания относится утверждение годового бухгалтерского отчета и другое. Более того, согласно ст. 88 указанного выше закона общество обязано вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность. Следовательно, если акционеры общества требуют ведения бухгалтерского учета, то организация должна выполнить данное требование.

Таким образом, организация вправе вести бухгалтерский учет для выполнения требований Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в том числе для выплаты дивидендов). При этом следует отметить, что поскольку первая обязанность отменена, то бухгалтерская отчетность указанными организациями в налоговые органы не предоставляется.

Организации и индивидуальные предприниматели, изъя­вившие желание перейти на упрощенную систему нало­гообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого нало­гоплательщики переходят на упрощенную систему нало­гообложения, в налоговый орган по месту своего нахож­дения (по месту жительства) заявление.

Выбор объекта налогообложения осуществляется до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.

Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, желающие перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем ка­лендарном году.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему на­логообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения.

Если по итогам налогового периода доход налогоплательщика превысит 20 млн. рублей (с индексацией) или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысит 100 млн. рублей, такой налогоплательщик счи­тается перешедшим на общий режим налогообложения.

 При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использова­нии общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Феде­рации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

Указанные налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на общий режим налогообложения.

Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о пе­реходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по ис­течении отчетного (налогового) периода, в котором его доход пре­высил ограничения, установленные законодательством.

Выбор объекта налогообложения добровольный. Выбор объекта налогообложения осуществляется до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.

 Объектами налогообложения единым налогом являются:

-до­ходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, а также внереализационные доходы;

-до­ходы, уменьшенные на величину расходов.

           Налоговые ставки устанавливаются в размерах:

           — 6 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы,

           — 15 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Единый налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы и определяется плательщиками самостоятельно.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов. Доходы рассчитываются нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу. Ставка налога.  – 6 %.

Определив, таким образом, сумму налога, она подлежит уменьшению в следующем порядке.

1) Сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ.

2) Сумма налога (с учетом ограничения) дополнительно уменьшается на сумму выплаченных за счет собственных средств работникам пособий по временной нетрудоспособности.

При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

Пример. Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, установила в качестве объекта налогообложения доходы. В первом квартале 2006 года организация получила доход в сумме 1650000 руб. При этом за первый квартал 2006 года данная организация уплатила страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 30600 руб. Сумма авансового платежа, исчисленного исходя из налоговой базы, за первый квартал 2006 года по единому налогу при упрощенной системе налогообложения составила 99000 руб. (1650000 х 6%). При этом за первый квартал 2006 года подлежит уплате налог сумме 68400 руб. (99000 — 30600).

Если в рассматриваемом случае сумма страховых взносов на обязательное пенсионное составит 55000 руб., то уплате подлежит половина суммы налога 49500, так как полученная разница будет меньше половины суммы налога (99000 — 55000 = 44000 — меньше половины суммы налога 49500 = 99000:2).

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов. Доходы и расходы рассчитываются нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу. Ставка налога в этом случае – 15 %.

Плательщики, уплачивающие налог с разницы между доходами и расходами и получившие убыток должны уплатить минимальный налог.

В любом случае размер налога не может быть меньше 1 процента от полученных доходов. Минимальный налог рассчитывается по итогам отчетного периода, а затем сравнивается с единым налогом. Если сумма минимального налога больше единого налога, то в бюджет перечисляется минимальный налог. Если меньше, то уплачивается единый налог.

Минимальный налог рассчитывается не с разницы между доходами и расходами, а с суммы всех поступлений. Такой порядок установлен как для организаций, так и для предпринимателей без образования юридического лица.

Пример: ООО «Юность» перешло на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2006 года.

Налог решено уплачивать с доходов, уменьшенных на расходы. За 2006 год ООО выручило 1600 000 руб. Общая величина расходов, принимаемых к учету, составила 1570 000 руб. Единый налог за 2006 год составил:

(1600 000 руб. — 1570 000 руб.) х 15% = 1500 руб.

Величина минимального налога — 16000 руб. (1600 000 руб. х 1%).

16000 руб. > 1500 руб.

Таким образом, единый налог оказался меньше минимального.

Следовательно, ООО «Юность» необходимо заплатить в бюджет минимальный налог — 16000 руб.

Согласно статье 346.18 Налогового кодекса РФ, разницу между минимальным налогом и рассчитанным в общем порядке единым налогом можно включать в качестве расхода в налоговую базу следующего налогового периода. Учесть данную разницу при уплате квартальных авансовых платежей по единому налогу нельзя. Сделать это можно лишь при расчете единого налога за год.

Налогоплательщики, использующие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения (пункт 7 статьи 346.18 НК РФ). Убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30 процентов. При этом оставшаяся часть убытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов. При этом Минфин России в письме от 13 декабря 2007 г. N 03-11-04/2/302 обращает внимание на то, что у налогоплательщиков отсутствует право уменьшать на сумму убытка налоговую базу, исчисленную по итогам отчетного периода (например, 1 квартала, 1 полугодия и т.д.).