Проверка проводится с целью дачи юридической оценки статуса аудируемого лица, отсутствия внутренних противоречий учредительных и регистрационных документов.

Аудит проводится в отношении следующих документов:

1)    учредительный договор;

2)    реестр учредителей или акционеров;

3)    устав аудируемой организации;

4)    свидетельство о внесении в единый реестр юридических лиц (для предпринимателей – свидетельство о государственной регистрации;

5)    свидетельство о постановке на налоговый учет;

6)    свидетельство о регистрации в ПФР, ФОМС, ФСС;

7)    информационное письмо органов государственной статистики о присвоении статистических кодов;

8)    для государственных предприятий – договор с органами по управлению государственным имуществом о предоставлении имущества в оперативное управление или хозяйственное ведение.

9)    другие документы.

При рассмотрении учредительного договора аудитору надо определить цели создания организации, их соответствие целям, предусмотренным законодательством (ГК РФ, законом об АО, ООО и т.п.)

Аудитору также надо рассмотреть список учредителей, включенный в состав учредительного договора или прилагаемый к нему. По списку необходимо определить правильность наименований учредителей, их организационно правовых форм, наличие данных о юридическом и фактическом адресе, данных об ИНН и других сведений учредителей. При необходимости для подтверждения каких-либо данных аудитор может направить запрос учредителю.

По уставу организации необходимо определить: организационо-правовую форму аудируемой организации, ее соответствие требованиям законодательства. В случае установления разногласий, например по уставу общество значится АООТ, хотя с ныне действующем гражданским законодательством предусмотрено ОАО. Тогда аудитор должен дать рекомендацию о внесении изменений в учредительные и регистрационные документы. Аудитору также необходимо проверить полное и краткое наименование организации и их соответствие иным учредительным и регистрационным документам. По уставу надо определить также основной вид деятельности аудируемой организации и его соответствие целям, указанным в учредительном договоре. Аудитору также необходимо определить иные виды деятельности, разрешенные аудируемому лицу. В ходе дальнейшего аудита аудитору необходимо сопоставить фактически осуществляемые виды деятельности с теми, которые указаны в уставе. Надо также проверить наличие лицензий по тем видам деятельности, которые в соответствиис законом подлежат лицензированию.

По лицензиям надо определить лицензирующий орган, имеющий соответствующие полномочения, дату выдачи лицензии, срок окончания действия, территория распространения действия лицензии.

По уставу надо определить порядок взаимоотношений с учредителями или акционерами, определить кто является высшим органом руководства организации (например, собрание учредителей или акционеров), какими он обладает полномочениями, соответствие этих полномоченых требованиям законодательства. Необходимо определить высший исполнительный орган: коллегиальный (совет директоров) или персональный (генеральный директор, президент), определить какими он обладает полномочениями.

Необходимо также установить каков порядок отчета исполнительного органа перед высшим органом. Определить порядок назначения внутренних ревизоров или аудиторов и порядок их отчета перед высшим органом.

По уставу необходимо также определить имеет ли право аудируемая организация заниматься внешнеэкономической деятельностью. Установить наличие обособленных структурных подразделений, их местонахождение, права и обязанности.

При проверке свидетельства о внесении в реестр юридических лиц надо проверить соответствие организационно-правовой формы, полного и краткого наименования, юридического адреса требованиям устава и учредительного договора. В случае выявления разногласий аудитору надо дать рекомендации по внесению соответствующих корректировок. Аналогичные сведения проверяются и в свидетельстве о постановке на налоговый учет, свидетельствах о регистрации в пенсионном фонде, ФОМС, ФСС. При проверки информационного письма органами государственной статистики надо также сверить указанные в этом письме коды видов осуществляемой деятельности с теми видами деятельности, которые указаны в уставе.

При проверке государственных унитарных предприятий надо обратить внимание на правильность составления договора о передаче государственного имущества. Как правило, с государственными предприятиями заключается договор о передаче имущества в хозяйственное ведение. Это предусматривает, что предприятие имеет право пользоваться этим имуществом в соответствии с уставными целями (как правило, на производственную деятельность), но не имеет право без согласия органов по управлению государственным имуществом передавать это имущество в аренду, продавать его, списывать. К договору должен прилагаться перечень передаваемых объектов имущества с указанием наименования, места расположения, кратких технико-эксплуатационных характеристик, балансовой стоимости. При необходимости указывается является ли объект памятником истории и архитектуры. При проверке договора, заключенного с органами по управлению имуществом, надо также определить права и обязанности аудируемого лица, органа по управлению имуществом, их соответсвие требованиям законодательства.

Прилагаемый перечень в ходе дальнейшего аудита необходимо сопоставить с данными бухгалтерского учета основных средств. В случае выявления расхождений аудитору надо сделать рекомендации по внесению изменений в бухгалтерский учет и договор органам по управлению имуществом.