Бюджет – это  инструмент  для  управления  доходами,  расходами  и прибылью  организации.

Разработка  бюджетов  состоит  из  следующих  этапов:

-постановка  задачи  и  сбор  информации,  необходимой  для  разработки  бюджета;

-изучение  и  анализ  имеющейся  информации: анализ  фактических  результатов  прошлого  периода, расчет  научно  обоснованных  показателей  планового  периода  и  формирование  бюджета;

-экспертиза  и оценка  проекта  бюджета;

-принятие  и  утверждение  бюджета.

Разработка  бюджета     предполагает     участие     квалифицированных специалистов  различного  профиля: экономистов,  финансистов, бухгалтеров,  юристов, специалистов  в  области  налогового  планирования.

Формирование  бюджета должно  идти  синхронно  «сверху»  и «снизу»  при  тесном  взаимодействии  руководства  производственных  подразделений  и  предприятия.  Только  в  этом  случае  бюджет  будет  разработан  с  учетом  максимального  использования  реальных  производственных  возможностей  в  целях  удовлетворения  желаемых  результатов  руководства  организации.

Возможны  три  альтернативных  варианта  формирования  бюджета:  пессимистичный, вероятностный (нормальный)  и  оптимистичный. При  пессимистичном варианте  преследуется  минимальная  цель  при  максимальном  использовании  имеющихся  ресурсов. Вероятностный  (нормальный)  вариант    ориентирован  на  достижение   максимальных  целей  при  умеренном  использовании  ресурсов.  Оптимистичный  вариант  предусматривает  достижение  максимальных  целей  при  наиболее  эффективном  использовании   ресурсов.

При  формировании  бюджета  должны  соблюдаться  следующие  требования:

1) бюджет  является  обобщающим  планом  в  натуральных  и  стоимостных  показателях;

2) бюджет  должен  быть  сбалансированным  по  всем  показателям;

3) производственные  задания  должны  быть  напряженными,  но  выполнимыми;

4) в  разработке  бюджета  должны  принимать  участие  лица,  ответственные  за  его  выполнение;

5) бюджет  должен  быть  составлен  с учетом  существующих  форм  отчетности в  целях  обеспечения  сопоставимости  показателей;

6) изменения,  вносимые  в бюджет  в  течение  бюджетного  периода,  должны  обсуждаться  и  утверждаться  лицами,  ответственными  за  его  составление  и  принятие.

Подготовленный  проект  бюджета  должен  быть  согласован  со  всеми  руководителями  подразделений  предприятия  и  представлен  руководству  на  рассмотрение. После  рассмотрения  бюджет  утверждается  и  становится  обязательным  для  исполнения  всеми  службами  организации.

Бюджетное  планирование  предполагает  разработку  главного  бюджета,  бюджетов (смет)  направлений  деятельности,  смет  структурных  подразделений.

Главный  бюджет  представляет  собой  скоординированный  по  всем  подразделениям  или  функциям  деятельности  план  работы  организации, который  состоит:

-из  плана  прибылей  и  убытков;

-прогноза  движения  денежных  средств;

—         бюджетного  бухгалтерского  баланса.

Главный  бюджет  состоит  из  двух  частей:  финансового  бюджета  и

операционного  бюджета.  На рисунке 1  представлена структура   операционного      бюджета организации.

 operacionni_budget

 

        

Структура  финансового  бюджета  организации  состоит  из  сметы  капитальных  затрат,  бюджета  денежных средств  и  бюджетного  бухгалтерского  баланса  организации.  Структура  финансового  бюджета  представлена  на рисунке 2.

fin_budjet

 Рассмотрим  первую  составную  часть  главного  бюджета — операционный  бюджет.

В  операционном  бюджете  деятельность  организации  планируется  посредством  специальных   технико-экономических  показателей,  характеризующих  стадии  производственной  и  хозяйственной  деятельности  организации.    Конечная  цель  операционного  бюджета – бюджетный  отчет  о  прибылях  и  убытках,  который  строится  на  основе:

-бюджета  продаж;

-сметы  производственной себестоимости;

— сметы  коммерческих  расходов;

— сметы  общехозяйственных  расходов.

От  бюджета       продаж          зависят    все  экономические  показатели  предприятия:  объем  производства, выручка, себестоимость,  прибыль  и т.п.

На  основании  объема  продаж  разрабатывается  производственный  бюджет. На  его  основе  планируются  закупки сырья  и  материалов, трудовых  затрат,  общепроизводственных,  общехозяйственных  и  коммерческих  расходов.

Бюджетный   план  прибылей  и  убытков  включает  следующие  показатели:

1)    выручка  от  реализации  продукции;

2)    себестоимость  реализуемой  продукции;

3)    валовая  прибыль (убыток) (п.1 – п.2);

4)    управленческие (общехозяйственные)  расходы;

5)    коммерческие расходы;

6)    прибыль (убыток)  от  продаж  (п.3 – п.4 – п.5);

Рассмотрим    вторую  составную     часть      главного  бюджета – финансовый  бюджет.

Все  количественные  оценки доходов и  расходов,  представленные  в  операционном  бюджете,  в  финансовом  бюджете  трансформируются  в  денежные. Основная  цель  финансового  бюджета – отражение  плановых  источников  поступления  финансовых  средств  и  пути  их  использования.  Финансовый  бюджет  состоит  из:

-сметы  капитальных  затрат – плана  источников инвестиционных  ресурсов  и  направлений  их  использования (приобретение  зданий,  сооружений,  оборудования,  транспортных  средств, земельных  участков,   реконструкция,  техническое  перевооружение);

-бюджета  денежных средств – планируемых  поступлений  денежных средств  и  направлений  их  расходования;

-бюджетного  бухгалтерского  баланса – прогнозируемых остатков  на  счетах  бухгалтерского  учета  на  начало  и  конец  планируемого  периода.

При  помощи  бюджетного  бухгалтерского  баланса:

1)    рассчитываются  все  базы  по  налогам;

2)    планируется  дебиторская  и  кредиторская  задолженность;

3)    корректируются  многие  производственные  и  экономические  показатели: себестоимость, цены  реализации,  управленческие  расходы,  расходы  на  продажу,  выпуск  продукции,  реализация и т.п.

Рассмотрение     бюджетного     бухгалтерского    баланса  представляет  собой  последнюю  фазу  принятия  или  отклонения  главного  бюджета  либо  внесения  необходимых изменений  и  корректировок.

Эффективность  и  обоснованность  бюджетирования  оценивается  путем  сопоставления  плановых  показателей  с  фактическими.  Как  правило.  Чем  точнее  планирование,  тем  меньше  отклонений  по  всем  показателям.

Существует  два  вида  бюджетов – статические  и  гибкие.

Статический  бюджет —  это  твердый  план,  в котором  доходы  и  расходы  планируются  исходя  только  из  заданного  объема  реализации. Исполнение  бюджета  контролируется  по  фактическим  показателям  без  каких – либо  корректировок.

Статические  бюджеты  используются  в  подразделениях,  работа  которых  не  зависит  от  объемов  производства  и  реализации  продукции.  Статические  бюджеты  не  могут  использоваться  для  контроля  затрат  при  изменении  уровня  деловой  активности.

Гибкий  бюджет  предусматривает    несколько  альтернативных  вариантов  объема  реализации и  всевозможные  корректировки  затрат  и  доходов  в  зависимости  от  изменения  объемов.

Гибкий  бюджет можно  использовать  как  для  планирования,  так  и  для  анализа  и  оценки  различных хозяйственных  ситуаций  в  условиях  возможных  непредвиденных  обстоятельств.

Контроль  за  исполнением  бюджетов  осуществляется  в  следующем виде:

1)предварительный  контроль – осуществляется  на  стадии  планирования, он  самый  важный. Его  цель  показать  эффективность  использования  ресурсов  предприятия  при  выборе  того  или  иного  варианта  производства  и  реализации  продукции;

2)текущий  контроль — осуществляется  в  ходе  исполнения бюджета  путем  сопоставления  плановых  показателей  с    фактическими   учетными  данными. Выявленные  отклонения  анализируются,  выясняются  причины  отклонений. Недостатки  ликвидируются  либо  бюджет  корректируется;

3)последующий  контроль – осуществляется  по  завершении  бюджетного  периода,  он  носит  исторический  характер.  Он  наиболее  глубокий  и  объективный,  так  как  предполагает  возможность  анализа  эффективности  использования  денежных  и  материальных средств,  позволяет  более точно  рассчитывать  будущие  бюджеты.