Себестоимость представляет собой выраженные в денежной форме затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг). В уровне себестоимости отражаются экономические, научно-технические, социальные и природоохранные факторы развития предприятия.
Основные задачи анализа себестоимости продукции:
♦ оценка динамики важнейших показателей себестоимости и выполнение плана по ним;
♦ определение факторов, влияющих на динамику показателей и выполнение плана, величины и причин отклонений фактических затрат от плановых;
♦ оценка динамики и выполнения плана по себестоимости в разрезе элементов и статей затрат, себестоимости важнейших изделий;
♦ выявление упущенных возможностей снижения себестоимости продукции.
Источники информации для анализа себестоимости продукции: плановые расчеты, форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», форма № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации», форма № 5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)», форма № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», форма № 1-т «Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности».
Кроме того, в качестве источников информации используются плановые и отчетные калькуляции по важнейшим изделиям, регистры бухгалтерского учета (ведомости, журналы-ордера), данные о нормах и нормативах, содержащиеся в технологических картах и спецификациях и др.
Анализ себестоимости проводится по следующим направлениям:
1. Анализ затрат на 1 руб. объема продукции.
2. Анализ себестоимости продукции по элементам и статьям затрат.
3. Анализ себестоимости продукции по технико-экономическим факторам.
4. Факторный анализ себестоимости продукции методом главных компонент, анализ себестоимости важнейших видов изделий.
1. Анализ затрат на 1 руб. объема продукции.
Показатель затрат на 1 рубль объема продукции является универсальным, обобщающим показателем себестоимости продукции. Он может быть рассчитан для любого предприятия, что очень важно при сравнительном анализе уровня себестоимости различных предприятий.
Снижение затрат на 1 руб. объема продукции характеризует успешность работы предприятия по внедрению новой техники, повышению производительности труда, соблюдению режима экономии в расходовании материальных, трудовых и денежных ресурсов, выявлению и использованию внутренних резервов.
Затраты на 1 руб. определяются по формуле:
n
∑S * q
1
З = ———— * 100%
n
∑ Z * q
1
где 3 — затраты на 1 руб. объема продукции, коп.;
q — количество изделий каждого вида;
S — себестоимость единицы отдельных видов изделий;
Z — цена единицы изделия;
n — число наименований изделий.
В процессе анализа затрат на 1 руб. объема продукции необходимо выяснить, как они изменяются по сравнению с предыдущим отчетным периодом.
Уровень затрат на 1 руб. объема продукции за предыдущий и отчетный период можно исчислить по данным формы № 1-предприятие и № 5-з. Методика анализа изменения затрат на 1 руб. товарной продукции по сравнению с предыдущим периодом представлена в таблице.
Таблица. Динамика затрат на 1 руб. объема продукции
Показатели
|
Предыдущий год
|
Отчетный год
|
Изменение (+, -) | |
в абс. сумме | в% | |||
А | 1 | 2 | 3 | 4 |
Себестоимость продукции (работ, услуг), тыс. руб. | 41320 | 48640 | +7320 | +17,72 |
Выпуск товаров и услуг (без внутреннего оборота) в фактических ценах (без НДС, акциза), тыс. руб. | 44540 | 54500 | +9960 | +22,36 |
Затраты на 1 руб. объема продукции (работ, услуг), коп. | 92,77 | 89,25 | -3,52 | -3,79 |
Как видно из таблицы, темпы прироста объема продукции в оптовых ценах опережают темпы прироста себестоимости продукции на 4,64 процентных пункта (22,36 — 17,72). В связи с этим затраты на 1 руб. продукции снизились по сравнению с прошлым годом на 3,52 коп., или 3,79 %. В результате снижения затрат на 1 руб. продукции предприятие получило экономию по себестоимости в сравнении с предыдущим годом в размере 1918,4 тыс. руб. (3,52 * 54 500 : 100).
На изменение уровня затрат на 1 руб. продукции могут оказать влияние следующие факторы:
— изменение структуры и ассортимента выпущенной продукции,
— изменение себестоимости отдельных видов продукции,
— изменение оптовых цен на продукцию.
Влияние этих факторов на изменение затрат на 1 руб. продукции можно установить способом цепной подстановки. С этой целью производится следующий расчет, представленный в таблице.
Таблица. Факторный анализ затрат на 1 руб. продукции (работ, услуг)
№ | Показатели | Расчетные формулы | Сумма | ||||
А | Б | 1 | 2 | ||||
1 | Себестоимость продукции (работ, услуг) за предыдущий год, тыс. руб. | n
∑S0 * q0 1 |
41320 | ||||
2 | Фактически выпущенная в отчетном году товарная продукция, тыс. руб.
а) по себестоимости предыдущего года
б) по себестоимости отчетного года |
n ∑S0 * q1 1
n ∑S1 * q1 1 |
48550
48640
|
||||
3 | Объем продукции (работ, услуг) за предыдущий год тыс. руб. | n
∑Z0 * q0 1 |
44540 |
||||
4 | Объем продукции (работ, услуг) отчетного года в ценах предыдущего года, тыс. руб. | n
∑Z0 * q1 1 |
53220 |
||||
5 | Объем продукции (работ, услуг) отчетного года в ценах, действовавших в отчетном году, тыс. руб. | n
∑Z1 * q1 1 |
54500 |
||||
6 | Затраты на 1 руб. продукции (работ, услуг) в предыдущем году,
коп. (стр. 1 : стр. 3) |
n
∑S0 * q0 1 З = ————- * 100% n ∑ Z0 * q0 1 |
92,77 |
||||
7 | Затраты на 1 руб. фактически выпущенной в отчетном году продукции:
а) по себестоимости и в ценах предыдущего года (стр. 2а : стр. 4), коп.
|
n ∑S0 * q1 1 З = ————- * 100% n ∑ Z0 * q1 1 |
91,23 |
||||
б) по себестоимости отчетного года и в ценах на продукцию предыдущего года (стр. 2б : стр. 4), коп. | n
∑S1 * q1 1 З = ————- * 100% n ∑ Z0 * q1 1 |
91,39 |
|||||
в) по себестоимости и в ценах отчетного года
(стр. 2б : стр. 5), коп. |
n
∑S1 * q1 1 З = ————- * 100% n ∑ Z1 * q1 1 |
89,25 |
1. Влияние фактора структуры и ассортимента продукции на изменение затрат на 1 руб. продукции определяется по формуле:
n n
∑S0 * q1 ∑S0 * q0
1 1
∆З1 = ————- * 100 — —————— *100
n n
∑Z0 * q1 ∑Z0 * q0
1 1
Под влиянием изменения структуры и ассортимента продукции затраты на 1 руб. продукции снизились на 1,54 коп. (91,23 -92,77), а сумма экономии на весь объем продукции составила 839,3 тыс. руб. (1,54 — 54 500 : 100).