Банк России планирует подготовить законодательную и нормативную базу для перехода системно значимых банков (СЗКО) на продвинутый подход к оценке кредитных рисков (Internal Ratings-Based Approach, IRB-подход или ПВР-подход), говорится в консультативном докладе регулятора.

Подход на основе внутренних рейтингов банков в рамках «Базеля II» точнее оценивает кредитные риски по сложным математическим и статистическим моделям, позволяя банкам сэкономить капитал и показать более высокую его достаточность. В России IRB-подход могут применить только крупнейшие банки с активами не менее 500 млрд рублей.

На данный момент разрешение использовать внутренние модели при оценке кредитного риска получили только два банка — Сбербанк и Райффайзенбанк. О планах начать применять IRB-подход также заявляли Альфа-банк и ВТБ.

Банк России планирует сохранить возможность добровольного перехода на ПВР для банков, не относящихся к СЗКО, а также снизить минимальное значение величины активов, необходимых для подачи ходатайства, с 500 млрд до 150 млрд рублей. При этом для системно значимых банков применение ПВР станет обязательным.

ЦБ в докладе отмечает, что переход банков на ПВР затрудняют существенные денежные и временные затраты, отсутствие полной информации и достаточного количества квалифицированных и опытных разработчиков и валидаторов моделей, а также заинтересованных руководителей высшего уровня, несоответствие уровня внутрикорпоративной культуры управления рисками, отсутствие информационных систем и программного обеспечения, а также существенного экономического эффекта от внедрения ПВР по сравнению с новым стандартизированным подходом «Базеля III» к расчету нормативов достаточности капитала.

Наиболее существенным стимулом для перехода банков на ПВР является экономия на капитале. При этом ЦБ отмечает, что начало применения ПВР не всегда приводит к значительной экономии. Экономия капитала может иметь отложенный эффект в результате постепенного посегментного перехода банка на ПВР (в рамках утверждаемого плана последовательного перехода на ПВР), а также совершенствования и развития внутренних методик и моделей ПВР, системы внутреннего корпоративного управления и системы управления рисками.
Обязательное внедрение ПВР не может быть реализовано одномоментно как для каждого банка, так и для всех СЗКО. Банк России рассматривает возможность внесения изменений в закон, устанавливающих требования обязательности перехода СЗКО на ПВР.

На первом этапе будут проведены ознакомительные встречи со всеми СЗКО, не перешедшими на ПВР, для детального анализа степени их готовности к применению ПВР. В процессе этих встреч банкам будут даны разъяснения по подходам Банка России к проведению валидации методик и моделей. На основании проведенного обследования будет составлен как общий план перехода СЗКО на ПВР, так и индивидуальные планы для каждого банка, предусматривающие в том числе проведение подготовительных работ перед подачей ходатайств. Планы будут утверждены комитетом банковского надзора Банка России и станут обязательными для исполнения СЗКО, осуществляющими переход на ПВР.

На втором этапе в соответствии с согласованными индивидуальными планами будет проводиться валидация методик и моделей банков. На третьем, заключительном этапе после выдачи разрешения на применение ПВР будет осуществляться надзор за его реализацией банком.

ЦБ предлагает установить 5-летний переходный период для приведения СЗКО своих методик и моделей в соответствие требованиям нормативных актов.

Ход выполнения банком индивидуального плана последовательного перехода на ПВР будет учитываться Банком России при надзорной оценке достаточности капитала и состояния управления рисками (ВПОДК). При существенном отклонении от плана Банком России может быть принято решение об установлении банку надбавки к нормативам достаточности капитала за несоответствие процедур управления рисками профилю риска, принятого банком, и масштабу осуществляемых им операций.