Покупать продукты питания преимущественно онлайн будут до 10% жителей городов-миллионников к 2023 году, прогнозирует InfoLine.

По итогам 2019 года рынок foodtech (без учета доставки из ресторанов) вырос на 67%, до 45 млрд рублей. В 2020 году объем рынка утроится, в 2021 году рост замедлится до 85%, в 2022 году — до 60%. В результате в 2022 году рынок онлайн-продаж продуктов питания приблизится к 400 млрд рублей, прогнозирует InfoLine.

«Те экономические трудности, которые мы переживаем и будем переживать дальше, не позволят рынку еды расти так, как нам бы хотелось. При этом все, что касается интернет-продаж, будет расти высокими темпами. Но, даже несмотря на наш оптимизм, по нашим оценкам, к 2023 году только 10% продаж продуктов питания будет приходиться на дистанционные продажи», — сказал гендиректор InfoLine Иван Федяков, выступая на «Форуме лидеров продовольственного бизнеса» в рамках выставки WorldFood Moscow.
Драйвером роста рынка в 2020 году стала пандемия и связанные с ней ограничения. «Именно в сегменте продуктов питания произошел самый выдающийся рост продаж через интернет — почти в 4,5 раза по сравнению с прошлым годом. Конечно, во многом потому, что и база была слабая, но очевидно, что этот самый консервативный рынок стал стремительно меняться <…> Конечно, это происходило не потому, что этого хотели компании, а во многом потому, что этого хотели потребители», — отметил Федяков.

Ритейлеры начали активно трансформировать свой бизнес, развивать онлайн-продажи. «Вокруг потребителя формируется совершенно новое поле возможностей для покупки продуктов питания, по сути дела, это новый рынок. Мы за какие-то полгода пережили тот эволюционный путь, который должен был бы, наверное, занять годы нашей жизни», — сказал эксперт.

По оценке InfoLine, крупнейшим игроком на российском рынке e-grocery по итогам первого полугодия 2020 года стала X5 Retail Group (интернет-гипермаркет Perekrestok.ru, сервисы экспресс-доставки из супермаркетов «Перекресток» и магазинов «у дома» «Пятерочка»). Онлайн-продажи Х5, как и продажи интернет-гипермаркета «Утконос», превысили 8 млрд рублей, но Х5 росла значительно быстрее: на 308% против 66%, которые продемонстрировал «Утконос».
На третьем месте оказался сервис доставки «Сбермаркет» (рост в 10 раз). За тройкой лидеров следуют Ozon (+200%), Wildberries (+910%), iGooods (+238%), «Вкусвилл», «Яндекс.Лавка», «Самокат» (оценка динамики не приводится) и «Азбука вкуса» (+96%).

«Лидеры уже исчисляют объемы продаж миллиардами рублей. Компании растут трехзначные темпами, а некоторые, как например, «Сбермаркет», растут в 10 раз по сравнению с объемом продаж прошлого года. Это, конечно, просто выдающиеся показатели — нигде так стремительно, такими темпами не меняется бизнес и не меняется ландшафт (рынка)», — отметил Федяков.