Госкорпорация «Ростех» вышла из состава акционеров АО «АвтоВАЗ», передав свою долю (32,3%) в контролирующем совместном предприятии в пользу подведомственного Минпромторгу ФГУП «Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» (НАМИ), следует из данных ЕГРЮЛ.

«АвтоВАЗ» до конца 2021 года контролировался через нидерландское СП Alliance Rostec Auto B.V., совладельцами которого являлись «Ростех» (32,3%) и французский автоконцерн Renault (67,7%). В конце 2021 года контролирующее СП было переведено в российскую юрисдикцию — владельцем «АвтоВАЗа» стало ООО «Лада Авто Холдинг», распределение долей в котором у «Ростеха» и Renault сохранилось.

После начала военной операции на территории Украины и введения санкций в отношении РФ компания Renault решила уйти с российского рынка, передав свои активы в госсобственность РФ. В частности, доля в «АвтоВАЗе» была передана ФГУП «НАМИ» с опционом обратного выкупа с течение 6 лет. Оставшиеся 32,3% долей автопроизводителя продолжал контролировать «Ростех».

Данные ЕГРЮЛ свидетельствуют, что 5 мая НАМИ стал единственным владельцем ООО «Лада Авто Холдинг». В пресс-службе «Ростеха» подтвердили факт выхода госкорпорации из капитала «АвтоВАЗа» без уточнения подробностей сделки. В «АвтоВАЗе» изменение состава акционеров не комментируют.

О том, что НАМИ может консолидировать 100% долей «АвтоВАЗа», в конце октября 2022 года писали «Ведомости», ссылаясь на свои источники. Один из этих источников отмечал, что «в текущей обстановке это будет единственное верное решение, поскольку сейчас завод испытывает сложности с заказом комплектующих за рубежом».

Сложности с поставками комплектующих на конвейер заставили «АвтоВАЗ» сдвинуть отпуск с конца июля на начало лета. «Весной 2023 года ряд поставщиков комплектующих уведомил АО «АвтоВАЗ» о прекращении поставок и нарушил имевшиеся договоренности по сохранению поставок в 2023 году. В силу этого безостановочное производство полнокомплектных автомобилей будет невозможно уже со второй половины мая», — сообщала компания в конце марта.

Подведомственное Минпромторгу ФГУП «НАМИ» стало государственным центром консолидации активов в российском автопроме на фоне ухода с местного рынка иностранных автопроизводителей. Помимо контролирующей доли Renault в «АвтоВАЗе» институт ранее также консолидировал активы японских концернов Nissan и Toyota, включая их петербургские автозаводы. НАМИ также принадлежат 63,5% долей проекта люксовых автомобилей Aurus (ООО «Аурус»).