В  ПБУ  12/2000  выделено  два  вида  сегмента – операционные  и  географические.

При  выделении  информации  по  операционным  сегментам  несколько  видов  товаров,  работ,  услуг  могут  быть  объединены  в  однородную  группу  при  условии  сходства  по  всем  или  большинству  из  следующих  факторов  (п.7 ПБУ 12/2000):

-назначение  товаров,  работ,  услуг;

-процесс  производства  товаров,  выполнения  работ,  оказания  услуг;

-потребители  (покупатели)  товаров,  работ.  услуг;

-методы  продажи  товаров  и  распространения  работ,  услуг;

-системы  управления  деятельностью  организации (если  это  применимо  в  конкретной организации).

Формирование  информации  по  географическому  сегменту  может 

осуществляться  по  определенному  государству  или  нескольким  государствам,  региону  или  нескольким  регионам  Российской  Федерации. При  выделении  информации  по  географическим  сегментам  следует  исходить  из  следующих  принципов (п.8 ПБУ 12/2000):

-сходство  условий,  определяющих  экономические  и  политические  системы  государств,  на  территориях  которых  ведется  деятельность  организации;

-наличие  устойчивых  связей  в  деятельности,  осуществляемой  в  различных  географических  сегментах;

-сходство  деятельности;

-риски,  присущие  деятельности  организации  в  определенном  географическом  регионе;

-общность  правил  валютного  контроля;

-валютный  риск,  связанный  с  деятельностью  организации  в  определенном  географическом  регионе.

В  пункте  9  ПБУ 12/2000 установлено, что операционный   или географический  сегмент является  отчетным  в  том  случае,  когда  значительная  величина  его  выручки  получена  от  продаж  внешним  покупателям  и  при  этом  выполняется  одно из  следующих  условий:

1)выручка  от  продажи внешним  покупателям  и  от  операций  с  другими  сегментами  данной  организации составляет  не  менее  10%  общей  суммы  выручки (внешней  и  внутренней)  всех  сегментов;

2)финансовый  результат деятельности  данного  сегмента (прибыль  или  убыток)  составляет  не  менее  10%  суммарной  прибыли или суммарного  убытка  всех  сегментов (в  зависимости  от  того,  какая  величина  больше  в  абсолютном  значении);

3)активы  данного  сегмента  составляют  не  менее  10%  суммарных  активов  всех  сегментов.

Если на отчетные     сегменты,  выделенные  при  подготовке 

бухгалтерской  отчетности  с  выполнением  приведенных  выше  условий,  приходится  менее  75%  выручки,  то  должны  быть  выделены   дополнительные  отчетные  сегменты  независимо  от  того,  выполняются  ли  в  отношении  каждого  из  них  приведенные  выше  условия  или  нет (п.10 ПБУ 12/2000).

В  соответствии  с  ПБУ 12/2000 выбор отчетных  сегментов   (структурных  подразделений  организации,  по  которым  будет  представляться  сегментарная  бухгалтерская  информация)  осуществляется  организацией  самостоятельно,  с  учетом  организационной  структуры  юридического  лица. Положением  для  этого  сформулированы  необходимые  и  достаточные  условия,  отраженные  в  трех  этапах.

Этап 1 – Проверка  выполнения  необходимого условия.

Группу  товаров,  работ,  услуг  объединяют:

-единый  процесс  их  производства;

-общие  потребители;

— единые  методы  реализации.

Если  нет  ни  одного  из  признаков,  необходимо  искать  другой  сегмент.

Если  один  из  признаков  существует,  то  группа товаров,  работ,  услуг  рассматривается  как  сегмент.

Этап 2 – Проверка  выполнения  достаточного  условия:

-выручка  от  продаж  сегмента > 10%  выручки  всех  сегментов;

-прибыль (или  убыток)  сегмента  > 10%   суммарной  прибыли (убытка)  всех  сегментов;

-активы  сегмента > 10% суммарных  активов  всех  сегментов.

Если  ни одно  из  условий  не  выполняется,  необходимо  укрупнение  сегмента.

Если  одно  из  условий  выполняется,  сегмент  следует  рассматривать  как  отчетный.

Этап 3 – расчет  доли  выручки  всех  отчетных  сегментов  в  общей выручке  организации.

Сегменты  считаются  отчетными,  если доля  выручки всех  отчетных  сегментов  в  общей  выручке организации > 75%.  В  противном  случае  необходимо  выделить  дополнительные  отчетные  сегменты.

Однако  следует  помнить,  что согласно п.11 ПБУ 12/2000  при  подготовке  бухгалтерской  отчетности  должна быть обеспечена  последовательность  в  выделении  отчетных  сегментов. Поэтому  отчетный  сегмент,  выделенный  в  предыдущем  периоде (году),  должен  выделяться в отчетном  периоде   независимо  от того,  выполняются  ли  в  отношении  его  в  отчетном  году  условия,  предусмотренные  п.9 ПБУ 12/2000.   

Сегментарная  отчетность  должна  составляться  организациями  не  только  имеющими  дочерние  и  зависимые  общества,  но  и  составляющими  сводную  отчетность,  так  как   составление  сегментарной  отчетности  является  заключительным  этапом управленческого  учета  в  организации.

Составление  бухгалтерской  отчетности осуществляется  нарастающим итогом  с  начала  года,  поэтому  определение  необходимых  процентных  соотношений  при  выделении  отчетных  сегментов  также  производится  с  использованием  фактических  показателей,  рассчитанных  нарастающим  итогом  с  начала  года.