Отличие ревизии от аудита

Существуют два противоположных подхода контроль управлению организацией: структурный и процессный.

Структурный подход – это построение управления из различных комбинаций линейной и функциональной подчиненности. Взаимодействие в таких организациях осуществляется через должностных лиц.

Процессный подход ориентирован на бизнес-процессы.

Контроль нужен как при структурном, так и при процессном построении системы управления. Потребность в ревизиях более четко выражена в организациях, в которых система управления построена преимущественно структурно. Цель ревизии – проверка обоснованности и целесообразности действий должностных лиц приемами и методами, характерными для ревизии. Потребность в аудиторских проверках наиболее актуальна в организациях, в которых работники действуют строго в соответствии с утвержденными бизнес-процессами. Аудитор по документам выявляет отклонения в действиях работников при выполнении операций конкретного бизнес-процесса.

Специальных нормативных документов, где прописывались бы требования контроль действиям ревизора, нет. Деятельность аудитора регламентирована специальными документами, которые получили название стандартов аудиторской деятельности.

Ревизор проверяет финансовую и хозяйственную деятельность. Аудитор проверяет бухгалтерскую и финансовую отчетность. Обязанность ревизора – определить обоснованность и целесообразность действий должностных лиц. Обязанность аудитора – предоставить квалифицированное мнение об отчетности организации.

Этические нормы аудита запрещают высказывать свое мнение о должностных лицах, определять их виновность. Ревизор может высказать строго обоснованное мнение о должностных лицах.

Ревизия как форма экономического контроля

Принято выделять предварительный и последующий контроль.

Предварительный контроль осуществляется до принятия управленческого решения. На этапе предварительного контроля проверяется целесообразность и законность предстоящих операций.

Последующий контроль проводится после выполнения задания. Цель его – проверить соответствие достигнутых результатов поставленным задачам.

Управленческие службы постоянно контролируют деятельность организации в течение смены, за смену, сутки, неделю и т.д. Источником информации служит плановая, оперативно-техническая, статистическая и бухгалтерская документация. Постоянный последующий контроль принято называть оперативным.

Кроме постоянного оперативного контроля проводятся периодические, разовые проверки. Последующий периодический контроль принято называть ревизией. При ревизии изучают только уже совершенные хозяйственные операции на базе зафиксированной информации.

Суть ревизии – проверка по документированной учетно-экономической информации ряда вопросов, контролируемых в обязательном порядке руководством, собственниками хозяйствующего субъекта или вышестоящим органом.

Задачи ревизии:

  • проверка сохранности имущества и эффективности его использования в хозяйственной деятельности организации;
  • выявление злоупотреблений, условий их возникновения и разработка мероприятий по предупреждению злоупотреблений;
  • проверка исполнительской дисциплины и оценка эффективности деятельности управленческого персонала организации;
  • исследование системы внутреннего контроля, выявление ее узких мест и повышение эффективности ее функционирования.

Правила проведения ревизии

1. Внезапность.

2. Активность.

3. Непрерывность.

4. Обоснованность.

5. Гласность.

 Виды ревизии

По субъекту контроля:

  • ревизии государственных органов;
  • внутрихозяйственные ревизии;
  • ревизии, проводимые аудиторскими фирмами.

 По организационному признаку:

  • плановые ревизии;
  • внеплановые ревизии и проверки.

 По объему проверки:

  • сплошные ревизии
  • выборочные ревизии;
  • полные ревизии;
  • частичные ревизии;
  • комбинированные ревизии.

 По кругу вопросов, подлежащих проверке:

  • тематические ревизии;
  • сквозные ревизии;
  • комплексные ревизии;
  • некомплексные ревизии.

 По способу контроля за результатами ревизионной работы:

  • дополнительные ревизии;
  • повторные ревизии.