На финансовые результаты деятельности организации наиболее ощутимое влияние оказывают изменения в объеме реализации продукции. Изменение выручки от реализации может происходить   в следствии:

  • изменения объема реализации (в натуральном выражении);
  • изменения отпускных цен.

Общее изменение выручки от реализации может быть представлено в виде суммы факторных отклонений:

ΔN = N1 — Nо = ΔNq +ΔNр + ΔNс

Где: N1 — выручка отчетного года; Nо — выручка базисного года; ΔNq – изменение выручки  в результате изменения объема реализации; ΔNр – изменение выручки  в результате изменения отпускных цен на продукцию; ΔNс – изменение выручки в результате изменения структуры реализации продукции.

Представим выручку (N) как произведение цены реализации (Р)  на объем реализации (Q):

N = Р * Q

Nо = Ро*Qо — выручка базисного года;

N1 = Р1 *Q1 — выручка отчетного года.

 Оценка влияния изменения объема реализации продукции (при неизменных ценах) на изменение выручки производится следующим образом:

ΔNq = Ро*Q1 — Ро * Qо = Ро(Q1 — Qо) =Ро * ΔQ

Оценка влияния изменения цены реализации (при неизменном объеме) на изменение выручки осуществляется следующим образом:

ΔNр = Р1 *Qо — Ро *Qо = Qо*(Р1 — Ро) = Qо *ΔР

В процессе анализа определяется также влияние такого фактора, как изменение структуры реализации. При этом определяется удельный вес отдельных ассортиментных позиций в общем объеме реализации в базисном и анализируемом периоде, а затем рассчитывается влияние структурных сдвигов на общий объем реализации. Недополученная выручка в результате изменения ассортимента реализованной продукции оценивается отрицательно, а сверхплановая выручка — положительно.