ПБУ 12/2000  применяется  при  составлении  сводной  бухгалтерской  отчетности  коммерческими организациями (за  исключением  кредитных),  если:

-у  них  имеются  дочерние  и  зависимые  общества;

-на  них  возложено  составление  сводной  бухгалтерской  отчетности учредительными  документами  объединений  юридических  лиц (ассоциаций,  союзов  и  т.п.),  созданных  на  добровольных  началах.

ПБУ   12/2000     может       не       использоваться        при   составлении  бухгалтерской  отчетности  субъектами  малого  предпринимательства (п.3  ПБУ 12/2000).

В  целях  настоящего  положения  применяются  следующие  понятия:

1) сегмент – это  часть  деятельности  организации  в  определенных  хозяйственных  условиях (п.6 ПБУ 12/2000).

2) информация  по  сегменту – информация,  раскрывающая  часть  деятельности  организации  в  определенных  хозяйственных  условиях;

3) информация  по  операционному  сегменту – информация,  раскрывающая  часть  деятельности  организации  по  производству определенного  товара, группы  товаров,   работы,  услуги;

4) информация по географическому  сегменту — информация,  раскрывающая  часть  деятельности  организации  по   производству определенного  товара, группы  товаров,   работы,  услуги в  определенном  географическом  регионе;

5) информация  по  отчетному  сегменту – информация  по  отдельному  операционному  или географическому  сегменту,  подлежащая  обязательному  раскрытию  в  отчетности;

6) информация  о выручке (доходах)  сегмента -выручка от продажи  товаров,  работ,  услуг;

7) информация  о  расходах  сегмента – расходы  по  производству  товаров,  работ,  услуг  сегмента;

8) информация  о  финансовом  результате  сегмента – разница  между  выручкой  и расходами  сегмента;

9) информация  об  активах  сегмента,  которые  используются  для  производства  товаров  работ  услуг;

10)  информация  об  обязательствах  сегмента,  которые  возникают   при  производстве  и  продаже товаров,  работ,  услуг.

11)  центр  ответственности – часть  системы  управления  предприятием.

Как  любая  система,  центр ответственности  имеет  вход  и  выход. На  входе – сырье,  материалы,  полуфабрикаты. Центр  ответственности  располагает необходимым  для  производственной  деятельности  имуществом – основными  средствами. В  процессе  функционирования  подразделение  потребляет  трудовые  ресурсы,  пользуется  услугами  сторонних  организаций. На  выходе  центра  ответственности – полуфабрикаты,  готовая  продукция,  услуги,  которые  поступают  в  следующий  центр  ответственности,  либо   реализуются на  сторону.

Информация  внешней  финансовой  отчетности  используется  для

анализа   финансового  состояния  организации.  Данные  сегментарной  отчетности позволяют  оценить  качество  работы  каждого  сегмента  бизнеса,  позволяет  контролировать деятельность  центров  ответственности  и  объективно  оценивать  качество  работы  менеджеров.

Доходы  (выручка)  сегмента          складываются     из           следующих

составляющих:

-доходы, которые  непосредственно  могут  быть  отнесены  к  данному  сегменту;

-часть  общей  выручки  организации,  которая  обоснованно  может  быть  отнесена   на  данный  сегмент. Для  этого  используют  косвенные  методы  расчета.

Доходы операционного  сегмента – это  выручка  от  продажи  товаров,

работ,  услуг.  Доходы  географического  сегмента — это  выручка  от  продажи  товаров,  работ,  услуг  в  определенном  географическом  регионе  деятельности.

Не     являются       доходами   проценты,  дивиденды, доходы  от  продажи  финансовых  вложений (если  они  не являются предметом  деятельности  отчетного  сегмента)    и  чрезвычайные доходы.

Расходы  сегмента  складываются  их  следующих  составляющих:

-расходов,  которые  непосредственно  могут  быть  отнесены  на  сегмент;

-части  общих  расходов организации,  которая  обоснованно  может  быть  отнесена  на  данный  сегмент.  Используются  косвенные  методы  расчета.

Не  относятся  к  расходам  сегмента   проценты, расходы,  связанные  с  продажей  финансовых  вложений,  налог  на  прибыль  и  чрезвычайные  расходы.

Финансовый  результат  деятельности  сегмента  определяется  как разность  между  доходами  и расходами  сегмента.