X5 Retail Group рассказала о влиянии карантина на свои продажи: ожидаемое снижение покупательского трафика компенсируется значительным ростом среднего чека.

«Покупатели сначала запасались продуктами первой необходимости, опасались закрытия магазинов, дефицита товаров, а с момента введения карантина стараются посещать магазины реже, соответственно, покупают больше. Средняя покупка в последние дни марта выросла где-то на 20% к прошлому году. Плюс необходимость оставаться дома увеличивает потребность в продуктах для домашнего потребления. Например, в «Пятерочке» 1 апреля LfL-трафик уменьшился на 16,9%, но при этом рост чека составил около 50%. Это подтверждает то, что я говорил — трафик падает, но при этом средний чек растет», — заявил журналистам главный исполнительный директор Х5 Игорь Шехтерман.

По его словам, покупательский спрос с началом распространения коронавируса в России изменялся волнообразно: пик спроса пришелся на середину марта, следующий всплеск произошел сразу после того, как было объявлено о первой «нерабочей» неделе.
«Основной рост трафика пришелся на середину марта. Мы видели, что в период с 1 по 18 марта рост продаж значительно ускорился и превысил 17%. Пик пришелся на 15-17 марта. В этот период более половины покупателей делали закупки впрок товаров длительного хранения, а продажи продуктов повышенного спроса, таких как гречка, крупа, тушенка — в течение недели в разы превышали обычный уровень, в 15-38 раз. И такая картина наблюдалась во многих регионах. Но уже с 20 марта мы начали замечать снижение спроса относительно того пика, который был с 15 по 17 марта», — сказал Шехтерман.

«Вторую волну» мы зафиксировали сразу после появления информации о том, что неделя с 30 марта по 5 апреля будет нерабочей. Всплеск был на такие категории, как бакалея и сопутствующие товары впрок. LfL-трафик в этих категориях взлетел где-то на 10%, а LfL-чек — на 9-12%», — отметил он.

Но с начала фактических ограничений на перемещение по Москве с 28 марта компания зафиксировала снижение трафика, в первую очередь, в магазинах, расположенных в торговых центрах.
«Это прежде всего повлияло на «Перекресток». У «Пятерочки», как и ожидалось, совсем другая была картина: трафик в последние дни марта и первые дни апреля снизился относительно пиковых показателей в середине марта — не так сильно, за счет близости магазинов к дому, а также минимальному количеству магазинов в торговых центрах, — но при этом сильно выросла корзина. Мы эту тенденцию замечаем как в Москве, так и в регионах и во всех сетях: трафик снижается, при этом растет размер корзины, то есть покупатели ходят реже по понятным причинам, потому что безопасность все-таки это важный фактор, но при этом они покупают больше», — сказал глава Х5.

«Поведение покупателей сейчас идет волнами, и соответственно его влияние на LfL (продажи сопоставимых магазинов — ИФ), на выручку меняется, но в конечном итоге они (снижение трафика и рост чека — ИФ), вероятно, нивелируют друг друга. Пока о каких-то долгосрочных трендах говорить сложно», — добавил он.
Х5 — крупнейший в России ритейлер. На конец декабря группа объединяла 16,297 тыс. магазинов: 15,354 тыс. магазинов «у дома» «Пятерочка», 852 супермаркета «Перекресток» и 91 гипермаркет «Карусель». Выручка компании в 2019 году выросла на 13,2%, до 1 трлн 734,347 млрд рублей.