X5 Group, одна из ведущих российских продуктовых розничных компаний, выделяет цифровой бизнес в отдельную бизнес-единицу в структуре группы, сообщается в пресс-релизе компании.

Это решение одобрил наблюдательный совет компании.

«Развитие цифрового бизнеса — один из приоритетов стратегии X5 на 2021-2023 годы. Для достижения этой цели компания рассматривает несколько вариантов, которые включают как привлечение инвесторов на открытом рынке капитала или инвестиции через стратегическое партнерство, так и самостоятельное развитие в рамках Х5», — говорится в сообщении.

В течение этого года X5 планирует завершить углубленный анализ стратегических вариантов создания цифровой бизнес-компании. Более подробная информация о сроках и шагах, которые компания предпримет для развития нового бизнес-подразделения, будет сообщено позже.

X5 — крупнейший в РФ ритейлер по объему продаж. По итогам 2020 года выручка компании увеличилась на 14,1%, до 1,978 трлн рублей. Онлайн-проекты Х5 включают интернет-гипермаркет «Впрок», сервисы экспресс-доставки из магазинов «Пятерочка» и «Перекресток» и логистического оператора «последней мили» 5Post.
Как заявлял в июне в интервью «Интерфаксу» главный исполнительный директор Х5 Игорь Шехтерман, цифровая выручка компании растет. «Пандемия выступила катализатором, многие покупатели первый раз попробовали этот сервис. Я могу привести некоторые цифры: например, выручка цифровых сервисов (это наш гипермаркет «Перекресток Впрок» и экспресс-доставка) по итогам I квартала достигла половины от выручки за весь прошлый год, то есть 10,5 млрд рублей», — говорил он.

Как сообщалось, в качестве одной из опций развития этого сервиса рассматривается IPO. В начале года компания провела ряд встреч с представителями практически всех крупнейших инвестиционных банков. Онлайн-бизнес был оценен в $3-4,5 млрд для гипотетического IPO, которое может состояться в конце 2022 — начале 2023 года.

Совокупный оборот (GMV) онлайн-бизнесов X5 в 2020 году составил 21,9 млрд рублей (с учетом НДС), в том числе онлайн-гипермаркета (запущен в 2017 году) — 15 млрд рублей. На долю сервисов экспресс-доставки из магазинов «Пятерочка» и «Перекресток» и агрегатора экспресс-доставки «Около» (запущены в конце 2019 — 2020 году) пришлось 6,9 млрд рублей.

По итогам 2020 года Х5, по оценке InfoLine, стала лидером на российском рынке онлайн-торговли продуктами питания с долей рынка в 13%.

Согласно стратегии ритейлера, в 2023 году он планирует занять около 20% на рынке e-grocery. Доля цифровых бизнесов в структуре выручки Х5 должна вырасти до 5%, рассчитывает компания (1% по итогам 2020 года).
На конец марта под управлением компании находились 17 959 магазинов, в том числе 16 960 магазинов «Пятерочка», 940 супермаркетов «Перекресток» и 49 гипермаркетов «Карусель». Кроме того, сеть имеет 41 распределительный центр и 4 014 собственных грузовых автомобилей.