Правительство РФ в случае предоставления ему такого права получит возможность финансировать за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) государственные экспортные кредиты не ранее 2021 года, заявил замминистра финансов РФ Сергей Сторчак на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам во вторник.

«Это будут штучные проекты. Речь идет о том, что физически правительство получит возможность использовать этот источник не ранее 2021 года, скорее всего. У нас, во-первых, нет проектов соответствующих пока, мы не работали, не отбирали. То, что сейчас приняты обязательства, все эти обязательства выполняются за счет источников федерального бюджета», — сказал он в процессе рассмотрения поправок в Бюджетный кодекс РФ о предоставлении права направлять часть средств ФНБ на поддержку экспорта по достижении его ликвидной части более 7% ВВП.

«Мы исходим из того, что на основе этого права при участии Счетной палаты и ЦБ будет сформирован сначала перечень стран — потенциальных заёмщиков, дальше в рамках стандартного бюджетного процесса будем готовить и представлять на утверждение правительства программу предоставления государственных экспортных и финансовых кредитов, из которой и депутатам, и Счетной палате, и ЦБ видно, на какие цели, проекты могут быть потрачены средства ФНБ, какой актив мы получим, в какой период этот актив будет возвращен в виде средств федеральный бюджет», — пояснил он позицию Минфина.

Однако в итоге комитет по бюджету и налогам Госдумы РФ отклонил эту поправку.

Как позже пояснил журналистам глава долгового департамента Минфина Константин Вышковский, если и будет создана возможность финансировать за счёт ФНБ поставки в рамках предоставленных иностранным государствам государственных экспортных кредитов, отдельным постановлением правительства будут установлены требования к таким иностранным государствам — какие иностранные государства будут иметь право на получение госкредитов с фондированием за счёт ФНБ.

«Безусловная возвратность — абсолютный приоритет. Должны быть требования, критерии. Может быть установлен минимальный уровень кредитного рейтинга, ещё ряд каких-то требований, отсутствие неурегулированных отношений с РФ, может быть, кредитная история и так далее. Не должно быть никаких социальных потрясений, кризисов. Иными словами это будут лучшие заёмщики из тех, с которыми мы можем работать. Понятно, что развитым странам кредиты не дают, потому что они им не нужны. Но из числа тех суверенов, которые выступают заемщиками РФ, это будут самые надежные суверены. Это все будет проходить через закон о бюджете, потому что есть часть закона, которая называется программа предоставления государственных кредитов, где условия основные утверждаются законом, это написано в Бюджетном кодексе, никакое правительство не может подписать внеш-прав-соглашение по предоставлению кредита, если это не предусмотрено в законе о бюджете», — сказал он.

Вышковский также отметил, что сейчас не существует формализованного документа, нормативного акта, который бы устанавливал подходы, требования к определению финансовых условий госкредитов, ведению переговоров, каким странам на каких условиях кредиты могут предоставляться. Это, по его словам, касается не только направления на эти цели средств ФНБ.

«Этого не существует. Действительно, в индивидуальном порядке в рамках отдельных переговоров с иностранным заёмщиком это определяется. Мы хотим такой документ создать и всегда хотели, ещё когда не было речи, что ФНБ может стать источником для предоставления экспортных кредитов. Сейчас появилась эта идея, соответственно, в обязательном порядке должно найти отражение в этом постановлении. Это большой сложный документ. Мы этот порядок сейчас обязательно будем разрабатывать. Пока в нем не будет про ФНБ, потому что пока такого правового основания нет» — отметил Вышковский.