Дополнительный стимул экономики в 2021 году запланирован в объеме более 1 трлн рублей, этого будет достаточно, увеличение может негативно сказаться на стоимости госдолга и, как следствие, на ставках в экономике, считает министр финансов РФ Антон Силуанов.
«Мы входим в пятерку стран «двадцатки» по объему дополнительного стимула, нас обгоняют только США, Бразилия, Канада и Австралия.

Если говорить об объеме дополнительного стимула через бюджет, мне кажется, это не мало. Понятно, что мы увеличили долг, большие заимствований осуществляли, слава богу, что эти деньги пришли нам из банковской сферы, они просто были менее востребованы в период того, как экономика скукожилась. Понятно, что на постоянной основе мы такие займы под 5 с лишним трлн рублей осуществлять не сможем каждый год», — сказал он на брифинге, комментируя выводы МВФ о необходимости продолжать стимулирование экономики и в 2021 году, так как бюджетная консолидация будет тормозить экономический рост.

Министр напомнил, что объем дополнительных средств бюджета, выделенных на меры поддержки в рамках общенационального плана в 2020 году, составил около 4,5% ВВП, «а общий объем стимулов — 9% ВВП за счет того, что мы из профицита ушли в дефицит, плюс еще различные виды докапитализации, в том числе наших институтов развития».

«МВФ приезжал, говорил, все, ребята, хорошо у вас, вы классно сработали, точечные меры, но мы считаем, что надо в следующем году продолжить стимулирование экономики. Кто против. Конечно, мы продолжаем стимулировать экономику. В следующем году объем дополнительного стимулирования составляет около 1% ВВП. Мы же выходим на нормальные принципы бюджета с 2022 года, а следующий год, по-прежнему, сохраняем дополнительное стимулирование экономики, но если бы мы продолжали такую же политику, как в текущем году, мы просто бы деньги вытаскивали из экономики. Наши коллеги говорили, что у нас дополнительный рост кредита ежегодно — 5 трлн рублей. А мы в этом году 5 трлн рублей весь забрали себе в бюджет (ОФЗ — прим. ИФ). Мы не можем всю ликвидность с рынка снимать и финансировать расходы. Тогда у нас экономика будет государственная, это неправильно», — пояснил Силуанов.

В связи с этим, отметил министр, «дополнительный антикризисный стимул 1% ВВП, мы считаем, что это было бы вполне нормально».
Силуанов подчеркнул, что в 2022 году планируется возврат к соблюдению бюджетных правил, 2021 год является переходным, и если устанавливать на него уровень расходов, сопоставимый с 2020 годом, в дальнейшем потребуется резкое их сокращение.

«У нас в этом году объем дополнительных трат будет около 3 трлн рублей (расходы были запланированы 19,7 трлн рублей, сейчас по бюджетным назначениям — 23,8 трлн рублей, около 1 трлн рублей будут переходящие остатки — прим. ИФ), в следующем году 1% ВВП, то есть больше 1 трлн рублей. (. . .) Мы должны выйти к 2022 году на бюджетное правило. Если так, то нам нельзя держать постоянно большие расходы, мы не можем потом резко взять и обрубить. Нам тогда в 2022 году скажут, что вы делаете, так резко сокращаете спрос государственный, это негативно повлияет на экономику. Нужно все делать пропорционально. Когда мы определяли размер дополнительного стимула на 2021 год, взяли среднее значение между 2020 и 2022 годом. Получилась средняя позиция по объему дополнительных расходов. Мне кажется, что Всемирный банк и МВФ свою политику проводят и, может, смотрят на страны, которые эмитируют резервные валюты или не беспокоятся о бюджетной сбалансированности», — пояснил он.

У России же не дешевый долг, за год прирост госдолга произошел на 7 п.п. — до 20% ВВП, расходы на обслуживание возрастают с 700-800 млрд рублей до 1,4 трлн рублей в 2023 году. «Куда нам еще наращивать долг? И это даже не самое главное. Когда экономика начинает сама работать, мы не можем изымать ресурсы, увеличивать ставки за счет этого. Потому что большие объемы заимствований приводят к тому, что доходность ОФЗ растет, и мы в этом году это почувствовали. Банки заработали свое, для них это интересно было, мы же на рыночных условиях занимали, а не на директивных основах по нерыночным ставкам. Нам приходилось учитывать их интересы, банки остались не в накладе. Если мы в следующем году будем еще больше заимствовать, соответственно, цены на наши бумаги будут держаться высокими, ставки в экономике будут высокие. Нам это надо? Нам это не надо», — сказал также Силуанов.

«Поэтому мне кажется, мы проводим здесь ответственную политику в отличие, может быть, от других стран, которые заливают и будут дальше заливать свою экономику деньгами. От этого будет сложно отказаться потом, но мы-то люди, уже прошедшие несколько кризисов, и знаем, почем фунт лиха или лихих денег. Поэтому здесь нужно найти золотую середину, вот эта золотая середина — 2021 год, это (по уровню расходов — прим. ИФ) между 2020 и 2022 годом», — заключил министр.