Банк России предлагает выдавать лицензии участникам финансового рынка не по отдельному виду деятельности, а по группам услуг, а также расширить возможности совмещения лицензий, следует из консультативного доклада ЦБ РФ «Совершенствование допуска на финансовый рынок. Новые возможности для участников».

Изменение текущей модели допуска на финансовый рынок ЦБ объясняет разрозненностью и разобщенностью существующих требований, большим количеством нормативных актов, регулирующих вопросы допуска, а также обязанностью получения разрешения каждый раз, когда организация хочет заняться другим видом финансовой деятельности. Кроме того, нынешний механизм допуска ограничивает совмещение большинства видов финансовой деятельности.

«Исторически регулирование российского финансового рынка осуществлялось по отраслевому признаку, было много регуляторов, отдельно была инспекция по пенсионным фондам, отдельно был регулятор по страховым компаниям, отдельно регулятор фондового рынка, Центральный банк являлся регулятором банковского сектора.

И все эти ведомства формировали нормативные акты — начиная от допуска компании на финансовый рынок и заканчивая ее ликвидацией. И так сложилось, что регулирование носит лоскутный характер, оно чрезвычайно сложное, и из-за исторических причин одни и те же сущности регулируются совершенно по-разному в разных секторах финансового рынка. Это, безусловно, создает издержки для участников финансового рынка, для понимания того, как устроен процесс, но самое главное — создает ненужный арбитраж между одинаковыми видами деятельности, делая одни деятельности более легкими, а другие — более тяжелыми, тормозя их развитие», — пояснил журналистам первый зампред ЦБ РФ Сергей Швецов.

Банк России в 2013 году получил функции мегарегулятора, став органом регулирования и надзора за всеми участниками финансового сектора, включая банки, биржи, страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды.

«Объединение всех видов деятельности под надзор мегарегулятора выявило неоднородное и разнонаправленное регулирование допуска на финансовый рынок, которое в первую очередь проявляется в дифференцированных требованиях к допуску схожих видов финансовой деятельности и недостаточно широкой возможности их совмещения», — указал ЦБ в докладе.

К примеру, сейчас в РФ допускается 40 видов финансовой деятельности, к каждому из которых требуется отдельный допуск, говорится в презентации регулятора. При этом для каждого нового вида финансовой деятельности требуется принятие закона и нормативных актов ЦБ. Более того, регулятор вынужден вести реестр на каждый вид деятельности, таких реестров и баз данных у него 27, а информация в них зачастую дублируется.

Банк России предлагает реформировать порядок лицензирования участников финансового рынка в два этапа: на первом — реализовать инициативы без существенной переработки подходов к порядку допуска участников, которые потребуют лишь локального изменения законодательства; реализация второй части инициатив возможна исключительно после проведения комплексного анализа сопутствующих рисков, выработки мер по управлению ими, разработки новых подходов по регулированию совмещенных видов финансовой деятельности и надзора за ними. Итоговой частью модернизации механизма лицензирования ЦБ РФ видит конструктор (меню) по допуску, который позволит в онлайн-режиме получать необходимую информацию по требованиям и условиям допуска, а также по возможностям и ограничениям по совмещению видов финансовой деятельности.

«По срокам первого этапа. Значительных изменений, таких прям глобальных, не требуется. Поэтому, я думаю, что после обсуждения с рынком (окончание представления предложений по докладу — 22 марта 2021 года), дальше с учетом мнения рынка мы будем разрабатывать проект закона, проект наших нормативных активов. Я думаю, что поле обсуждения — где-то год примерно точно после окончания завершения», — отметила директор департамента допуска и прекращения деятельности финансовых организаций Банка России Людмила Тяжельникова.

Суть реформы, которую предлагает ЦБ, заключается в стандартизации видов финансовой деятельности по группам (таких групп по задумке регулятора будет восемь). Для каждой группы ЦБ унифицирует процедуры допуска и требования к должностным лицам, владельцам, собственным средствам, а также внутренним документам.

Кроме того, ЦБ предлагает рассмотреть возможность допуска как по одному виду финансовой деятельности, так и по группе видов финансовой деятельности, а также расширить возможности совмещения различных видов финансовой деятельности. В числе других инициатив — сделать уведомительным порядок осуществления определенных видов деятельности, если соискатель соответствует установленным требованиям, а также упростить поиск информации о финорганизации и проверку легитимности ее деятельности через единый реестр участников финансового рынка.

«Мне кажется, что появление крипторубля, или цифрового рубля, означает большее вовлечение нефинансовых организаций в оказание расчетных услуг. Это означает, что те организации, которые сегодня вообще не являются, строго говоря, зарегистрированными в ЦБ РФ либо как обладатели лицензий, либо как включенные в различные реестры, они будут оказывать такого рода услуги и попадут в те или иные реестры, которые будут едины», — отметил первый зампред ЦБ РФ.

Речь идет о возможном создании единого реестра участников финансового рынка (ЕРУФР), что позволит унифицировать внесение сведений в реестр и снизит нагрузку на финансовые организации. Одновременно единый реестр упростит поиск информации и проверку легитимности деятельности участников финансового рынка.

«Давайте исходить из того, что мы хотим стереть грань между лицензией и наличием организации в реестре (а в конце реформы это будет одно и то же). То есть если организация имеет полномочия, эти полномочия у нее зафиксированы в этом реестре. Каждый гражданин, контрагент, открыв реестр, увидит, какая правоспособность есть у конкретной организации в нашем реестре. И если банком можно только родиться, то, конечно, те финтехи, которые для своей бизнес-модели испытывают необходимость осуществлять расчеты, смогут уже в готовом виде прийти (если мы примем такие решения), прийти и получить ту или иную правоспособность по проведению финансовых транзакций. Но если матрица совмещений будет это допускать. Потому что пока, например, банк не может заниматься торговой деятельностью. И если какой-нибудь интернет-магазин в нашей матрице совмещения сможет претендовать на осуществление расчетных услуг, то тогда он сможет обратиться за соответствующим включением в реестр. И если мы сочтем, что риски совмещения в реестре торговой деятельности с расчетной деятельностью слишком высокие, то ему придётся «партнёриться» с каким-то юридическим лицом, которое имеет право совершать расчетные операции», — пояснил Швецов.