Предприятия оптовой торговли реализуют товары, как правило, на основании заключенных с покупателями договоров купли-продажи или поставки. Оптовое торговое предприятие, став поставщиком товаров, выписывает в адрес покупателя — розничного торгового предприятия -товарные или сопроводительные документы, платежное требование которое передается в банк для осуществления расчетов с покупателем, и счет-фактуру — налоговый документ, необходимый для осуществления расчетов с бюджетом по НДС.

Порядок отражения в учете операций продажи (реализации) товаров зависит от метода определения реализации или определения момента перехода к покупателю права собственности на отпущенные товары. В соответствии со ст. 39 НК РФ общепринятым моментом определения реализации товаров (продукции, работ, услуг) считается момент их отгрузки, так как именно в этот момент к покупателю переходит право собственности на ценности, независимо от времени их оплаты покупателем. В товарно-сопроводительных документах в этом случае указываются продажная цена товаров, которая заранее согласовывается с покупателем, а также НДС от продажной стоимости товаров по ставке 0, 9 или 18% в зависимости от вида товаров. Сумма продажной стоимости товаров вместе с НДС составляет общую величину задолженности покупателя, которая и отражается в момент отгрузки или отпуска товаров. При этом к покупателю вместе с правом собственности переходит и риск утраты ценностей. Таким образом, в момент отгрузки товаров покупателю бухгалтерия оптового предприятия должна отразить в учете сразу несколько взаимосвязанных хозяйственных операций, т.е. составить сразу несколько взаимосвязанных бухгалтерских проводок.

Для учета процесса реализации товаров используется операционно-результатный счет 90 «Продажи», к которому открываются субсчета на каждую составляющую финансового результата от продажи (реа­лизации) товаров:

  1. Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» К-т 90 «Продажи», субсчет «Выручка» — отражена дебиторская задолженность покупателя за отгруженные товары, равная продажной стоимости товаров с НДС;
  2. Д-т 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж» К-т 41 «Товары», субсчет «Товары на складах» — списаны от­груженные покупателю товары по покупной стоимости;
  3. Д-т 90 «Продажи», субсчет «НДС» К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС» — выделена сумма НДС, подлежащего уплате в бюджет.

Кроме расходов на покупку товаров оптовое предприятие осуществляет также расходы на их хранение, подработку, подсортировку и т.п. Эти расходы, как уже отмечалось, называются издержками обраще­ния. Их учет ведется на счете 44 «Расходы на продажу», субсчет «Издержки обращения». В момент отражения на бухгалтерских счетах реализации товаров и выявления финансового результата от продажи необходимо учесть и часть издержек обращения, относящихся к реализованным товарам. Особенности учета издержек обращения и расчета их величины, приходящейся на остаток товаров, будут рассмотрены в дальнейшем;

Дт 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж» Кт 44 «Расходы на продажу», субсчет «Издержки обращения» —

списана сумма издержек обращения, относящихся к реализованным товарам.

Действующий в настоящее время План счетов бухгалтерского учета предполагает отнесение суммы расходов на продажу (издержек обращения) к себестоимости продаж, а значит, их списание при выяв­лении финансового результата должно отражаться по дебету субсчета «Себестоимость продаж». Однако практика составления бухгалтерской отчетности по форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» подсказывает другой вариант отражения на счете 90 расходов на продажу (издержек обращения): открыть в рамках счета 90 «Продажи» отдельный субсчет «Коммерческие расходы», который следует предусмотреть в рабочем плане счетов, утвержденном учетной политикой. Проводка по списанию издержек обращения, относящихся к реализованным товарам, будет выглядеть в этом случае следующим образом:

Д-т 90 «Продажи», субсчет «Коммерческие расходы» К-т 44 «Расходы на продажу», субсчет «Издержки обращения».