Оценка является количественной  характеристикой  степени  усвоения информации. Оценка как аналитическая процедура связана с выявлением размера и динамики отклонений анализируемых показателей, отражающих состояние финансово – хозяйственной деятельности, от базисных значений критериев. Оценка требует установления критериев, выражающих цель либо желаемое состояние  хозяйственного процесса и его элементов. В качестве критериев могут быть приняты количественные и качественные показатели.

В зависимости от целей оценки выбирается база сравнения. В качестве базы сравнения могут приниматься следующие показатели: плановые, нормативные, среднеотраслевые, мирового уровня, деятельности конкурентов, предыдущих периодов,  идеального состояния системы.

Технологию  оценки  можно представить в виде ряда шагов:

  1. определение цели оценки, выбор критериев и базы сравнения;
  2. определение анализируемых и базисных значений показателей финансово – хозяйственной деятельности.
  3. проверка достоверности информации, обеспечение ее сопоставимости;
  4. выбор приемов оценки;
  5. оформление результатов оценки;
  6. формулировка выводов и заключений.

В процессе подготовки к процедуре анализа необходимо  убедиться в достоверности информации и обеспечить сопоставимость данных о финансово –хозяйственной

деятельности за различные периоды к сопоставимому виду. Основной причиной  необходимости проведения такой процедуры является воздействие инфляционных процессов на хозяйственные показатели.

Инфляция – процесс, характеризующийся повышением общего уровня цен в экономике. В настоящее время нет единого подхода к учету инфляции в процессе проведения аналитических процедур.

 Инфляция характеризуется индексом цен (Iц) в течение анализируемого периода и индексом инфляции (Ii).

Ii = Iц – 1( 100 % )

Инфляция приводит не  только  к несопоставимости данных отчетности за различные периоды, но и обуславливает искажение показателей финансового состояния показателей организации. В связи с этим возникает необходимость переоценки статей бухгалтерской отчетности:

  • при умеренной инфляции – каждые пять лет,
  • при высокой инфляции – ежегодно;
  • при инфляции выше 30% в год – ежеквартально.

Если необходимо перевести показатели базисного периода в цены отчетного, то используется формула:

Р отч = Р баз * К пересчета

Где: Рбаз – цена базисного года; Ротч – цена отчетного периода. Если необходимо перевести показатели отчетного периода в цены базисного, то используется

формула: Р баз = Р отч / К пересчета

Существует несколько подходов к переоценке и определению коэффициента пересчета .

Метод общего индекса покупательной способности (ОИПС) основан на определении общего индекса розничных цен. Суть этого метода  в том, что различные статьи финансовой отчетности должны выражаться в денежных единицах одной покупательной силы на определенный момент времени ( на отчетную дату.)

Достоинства метода ОИПС:

  • оценка статей финансовых отчетов после пересчета в большей степени соответствует уровню рыночных цен;
  •  технология пересчета относительно проста;
  • обеспечивается сравнимость  бухгалтерских данных за различные периоды времени.

Недостатки метода ОИПС:

  • существует вероятность неточности общего индекса цен;
  • возможно несовпадение пересчитанных по ОИПС статей с их реальными рыночными оценками, следствием чего является искажение результатов деятельности организации и оценки ее финансового состояния.

Метод специфицированной системой индексов цен (СИЦ) по группам активов.заключается в переоценке статей финансовой отчетности в соответствии с изменением цен на конкретные активы.

Достоинства метода  СИЦ:

  • позволяет учесть структурную инфляцию, которая выражается в неравномерном изменении цен на различные виды ресурсов, работ, услуг и продукции.

Недостатки метода СИЦ:

  • практическое применение  этого метода нереально ввиду слабости необходимой статистической информации.

Основными источниками информации для проведения анализа финансово –хозяйственной деятельности являются бухгалтерский баланс  и отчет о прибылях и убытках. Для удобства проведения анализа  составляется аналитический баланс. Построение аналитического баланса преследует две цели:

  1. повысить реальность учетных оценок имущества в целом и по отдельным его компонентам;
  2. представить баланс в форме, облегчающей расчет основных аналитических коэффициентов, наглядность и пространственно-временную сопоставимость.

В основном аналитический баланс составляется с помощью группировки отдельный статей баланса по экономическому содержанию.  Степень группировки зависит от целей анализа.