В процессе осуществления хозяйственной деятельности у торго­вых предприятий и предприятий общественного питания неизбежно возникают расходы, связанные с доведением приобретенных товаров до конечного потребителя. Эти расходы, возникающие дополнитель­но к оплате товаров в случае приобретения их по договорам купли-продажи или договорам поставки, выраженные в денежной форме, называют издержками обращения (издержками общественного пита­ния).

Состав издержек для целей бухгалтерского учета до 1 января 2002 г. регулировался Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финан­совых результатов на предприятиях торговли и общественного пита­ния, утвержденными приказом Комитета РФ по торговле от 20 апреля 1995 г. № 1-550/32-2. В настоящее время Методические рекоменда­ции могут применяться в части, не противоречащей требованиям ПБУ 10/99 «Расходы организации» и гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль орга­низаций», так как теперь эти документы определяют состав расходов предприятий для целей учета и целей налогообложения.

Основные задачи учета издержек обращения — обеспечение свое­временного, полного и достоверного отражения фактических расхо­дов и контроль использования материальных, трудовых и финансо­вых ресурсов.

На соответствующие статьи издержек обращения относятся все затраты предприятия производственного характера в полном объеме, но при этом в целях налогообложения прибыли нормируются следую­щие расходы: компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей;

представительские расходы;

затраты на служебные командировки в части оплаты суточных;

плата за обучение на основе договоров с учебными заведениями,  а также за предоставление услуг по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров и некоторые другие  При этом расходы, оплаченные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются отдельно на счете 97

Расходы будущих периодов». Такие расходы подлежат отнесению на издержки обращения в течение срока, к которому они относятся. К расходам будущих периодов, в частности, относятся:

затраты по неравномерно проводимому ремонту основных средств, когда предприятие не создает резерв для ремонта основных средств;’

арендная плата за аренду отдельных объектов основных средств;

расходы по подписке на периодические издания для служебногопользования;

расходы по оплате услуг телефонной, радио- и других видов связи;

другие аналогичные расходы.

В целях равномерного отражения предстоящих расходов в издер­жках обращения отчетного периода предприятия торговли могут со­здавать резервы предстоящих расходов, которые учитываются на сче­те 96 «Резервы предстоящих расходов». За счет отчислений, относи­мых на издержки обращения, создаются следующие резервы:

на предстоящую оплату отпусков работникам;

на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

на выплату вознаграждения по итогам работы за год;

фонд или резерв на ремонт основных средств Образование резервов происходит за счет отчислений, включаемых

в издержки обращения в сроки, обоснованные специальными расче­тами, утвержденными руководителем предприятия. Возможность или необходимость образования резервов торговые предприятия преду­сматривают в учетной политике.

В конце отчетного года в случае превышения начисленного резер­ва над суммой фактически израсходованных средств сумма превыше­ния прибавляется к прибыли. В случае необходимости резервирова­ния на срок более одного года (например, на проведение капитально­го ремонта основных средств) в учетную политику предприятия вносят соответствующий пункт. Это дает возможность предприятию накап­ливать необходимую сумму резерва. По окончании ремонта излишне начисленная сумма резерва присоединяется к финансовым результатам.

Единовременные затраты могут при отсутствии резервов списываться на издержки обращения того месяца, в котором они произведены.

Не относятся на затраты предприятия расходы капитального ха­рактера (соответствующие затраты включаются в издержки посред­ством начисления амортизации) и расходы, не связанные с торговой (производственной) деятельностью.