В сроки, установленные руководителем предприятия, а также при смене кассиров на предприятии проводится инвентаризация кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной налично­сти в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге. Для прове­дения инвентаризации кассы приказом руководителя предприятия назначается комиссия; отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ре­зультатов инвентаризации недействительными. До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к отчетам, с указанием «до инвентаризации на «…» (дата)», что должно служить бухгалтерии ос­нованием для определения остатков средств к началу инвентариза­ции. Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы сданы в бух­галтерию или переданы комиссии, а все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, выбывшие — списаны в расход. В процессе инвентаризации, согласно Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержден­ным приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49, при подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, век­сельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.). Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности проводится по видам бланков (напри­мер, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные), с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответ­ственным лицам. Инвентаризационная комиссия составляет акт. При обнаружении недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указы­вается их сумма и обстоятельства возникновения. Кассиры как мате­риально ответственные лица должны написать объяснительные записки, в которых должны быть указаны возможные причины установленных результатов. Выявленные излишки наличных денег приходуются с зачислением в доход предприятия, что отражается проводкой:

Дт 50 «Касса»          Кт 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы».В случае выявления недостач они оформляются записью:

Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кт 50 «Касса».

Суммы недостач подлежат взысканию с материально ответствен­ного лица (кассира), что отражается проводкой:

Дт 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Банки систематически проверяют соблюдение предприятиями тре­бований Порядка ведения кассовых операций. Органы внутренних дел в пределах своей компетенции проверяют техническую оснащенность касс и кассовых пунктов, обеспечение условий сохранности денег и ценностей на предприятиях. Предложения и рекомендации по устра­нению выявленных в ходе проверок кассовой дисциплины недостатков, а также причин и условий, способствующих совершению хище­ний и злоупотреблений, обязательны для выполнения всеми предприятиями.