Финансовый результат  представляет собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления хозяйственно –финансовой деятельности.

Прибыль – это выраженный в  денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал.

Экономической базой формирования финансовых результатов являются доходы и расходы организации.

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств и иного имущества) или погашения обязательств,  приводящее к увеличению капитала организации.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (имущества, денежных средств) или возникновения обязательств, уменьшающих капитал организации, за исключением уменьшения вкладов в уставный капитал собственников имущества по их решению.

Прибыль является:

  • Основным внутренним источником текущего и долгосрочного развития организации;
  • главным источником возрастания рыночной стоимости организации;
  • индикатором кредитоспособности организации;
  • главным интересом собственника;
  • гарантом возможности выполнения организацией своих обязательств перед кредиторами и государством.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются абсолютными и относительными показателями.

К абсолютным показателям относятся:

  1. валовая прибыль  – разность между выручкой от продаж и себестоимостью проданной продукции:

Рвал = N – С,

Где:

N – выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг;

С – себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;

  1. прибыль (убыток) от продаж (Рпрод)– разность между доходами и расходами по обычным видам деятельности, т.е. между выручкой от продаж и полной себестоимостью проданной продукции, включающей в себя себестоимость проданной продукции, коммерческие и управленческие расходы:

Рпрод = Рвал – Кр — Ур

Где:

Кр – коммерчесике расходы;

Ур – управленческие расходы;

  1. прибыль (убыток) до налогообложения (Рн) = Рпрод + прочие доходы – прочие расходы.

4. чистая прибыль  (убыток) = Рн – отложенные налоговые активы  + отложенные налоговые активы – отложенные налоговые обязательства – текущий налог на прибыль.

Чистая прибыль (убыток) является конечным финансовым результатом и отражает изменение собственного капитала за определенный период времени.

Для того, чтобы правильно принимать управленческие решения по вопросам наращивания прибыли, необходимо четко классифицировать факторы роста прибыли. Обычно факторы делят на внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся:

  1. рыночно –конъюнктурные факторы (диверсификация деятельности организации, конкурентоспособность, организация эффективной рекламы и т.д.);
  2. хозяйственно –правовые и административные факторы (налогообложение, правовые акты, регламентирующие деятельность организации, государственное регулирование тарифов и цен).

К внутренним факторам относятся:

  1. материально –технические (степень использования прогрессивных материалов и технологий);
  2. организационно –управленческие (выбор стратегии и тактики действия на рынке, информационное обеспечение процессов принятия решений,  эффективность управления организацией);
  3. экономические факторы  (качество финансового планирования в организации, использование внутренних резервов повышения эффективности деятельности, стимулирование производства и т.д.);
  4. социальные факторы ( повышение квалификации служащих, улучшение условий труда и т.д.).

На величину прибыли оказывают влияние также эффект производственного и финансового рычага.

В процессе анализа немаловажное значение имеет оценка качества прибыли. Качество прибыли – это обобщенная характеристика структуры источников формирования  прибыли организации. Высокое качество операционной прибыли характеризуется ростом выпуска и реализации продукции, снижением уровня операционных затрат, а низкое качество – ростом цен на продукцию без увеличения объема ее реализации в натуральных показателях.

Ведущую роль в повышении качества прибыли играет активизация интенсивных факторов за счет реализации собственных внутренних резервов, главным образом, это снижение себестоимости продукции.

Анализ финансовых результатов деятельности организации осуществляется на основе «Отчета о прибылях и убытках». Дается оценка структуры и динамики финансовых результатов организации за анализируемый период.

Рассмотрим результаты анализа финансовых результатов анализируемой организации (таблица № 3 )

Таблица№ 3

                Анализ структуры и динамики финансовых результатов
Показатели за отчетный период за аналогичный период предыдущего года Удельный вес в выручке от реализации,% отклонения темп роста % темп прироста %
за отчетный период за аналогичный период предыдущего года по сумме по уд.весу
Доходы и расходы по обычным видам деятельности                
Выручка от продажи товаров, работ и услуг 1507205 892980 100 100 614225   168,78 68,78
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг 1350526 790764 89,60 88,55 559762 1,05 170,79 70,79
Валовая прибыль 156679 102216 10,40 11,45 54463 -1,05 153,28 53,28
Коммерческие расходы 8482 1198 0,56 0,13 7284 0,43 708,01 608,01
Управленческие расходы                
Прибыль (убыток) от продаж 148197 101018 9,83 11,31 47179 -1,48 146,70 46,70
Прочие доходы и расходы                
проценты к получению 285 12 0,02 0,001 273 0,02 2375,00 2275,00
Проценты к уплате 0 0            
Доходы от участия в других организациях 15 0 0,000995 0 15 0,001   -100,00
прочие операционные доходы 558956 473407 37,09 53,01 85549 -15,93 118,07 18,07
прочие операционные расходы 469876 270622 31,18 30,31 199254 0,87 173,63 73,63
Внереализационные доходы и расходы                
Внереализационные доходы 155227 42382 10,30 4,75 112845 5,55 366,26 266,26
Внереализационные расходы 201423 71023 13,36 7,95 130400 5,41 283,60 183,60
Прибыль (убыток) до налогообложения 191381 275174 12,70 30,82 -83793 -18,12 69,55 -30,45
Отложенные налоговые активы                
Отложенные налоговые обязательства                
Текущий налог на прибыль 61380 35061 4,07 3,93 26319 0,15 175,07 75,07
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода 130001 240113 8,63 26,89 -110112 -18,26 54,14 -45,86

По результатам проведенного анализа видно, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года:

  1. Выручка от реализации увеличилась на 68,6%;
  2. валовая прибыль увеличилась на 53,3%;
  3. прибыль от продаж увеличилась на 46,7%;
  4. прибыль до налогообложения снизилась на 30,5%;
  5. чистая прибыль снизилась на 45,8%.

Наибольший удельный вес в выручке от реализации имеет себестоимость проданных товаров, услуг – более 89%. За анализируемый период себестоимость увеличилась на 70,8%. Очень сильный рост  произошел по статье «коммерческие расходы» — они увеличились на 608%.  Значительно увеличились доходы в виде процентов полученных – на 2275%. На 73,6% увеличились прочие операционные расхов,  внереализационные доходы увеличились на 266,3%. Возросли и внереализационные расходы на 183,6%.

Таким образом, мы видим, что темпы роста реализации продукции значительно ниже темпов роста себестоимости продукции и других расходов организации.