X5 Retail Group открыла первые два «жестких» дискаунтера «Чижик» в Москве и Подмосковье.

Торговая площадь магазинов составляет около 250 кв. м. Их ассортимент включает около 800 наименований продукции.
Акцент в новом формате будет сделан на собственных торговых марках (СТМ), говорится в сообщении Х5. В целевой модели их доля составит 60%, но ввод СТМ будет происходить постепенно: первые партии private label появятся на полках «Чижика» в феврале 2021 года, до конца следующего года их доля вырастет до 30%.

Кроме того, пилотные дискаунтеры станут платформой для отработки операционных процессов и диалога с потребителями при разработке СТМ: все позиции private label до попадания на полку будут проходить потребительские тесты качества, в том числе сравнение с лидерами категорий. После попадания на полку продукты СТМ будут оценивать покупатели, оставляя отзывы. В соответствии с полученной обратной связью ритейлер будет корректировать все позиции СТМ — при необходимости менять состав, рецептуру, упаковку и т.д. вплоть до вывода из товарной матрицы.

Ценовая политика нового формата дискаунтеров Х5 предполагает более низкую стоимость средней продовольственной корзины. Оформление магазина предусматривает широкие проходы, большие ценники, выкладку с использование SRP-упаковки.

Целевой аудиторией «Чижика» главный исполнительный директор Х5 Игорь Шехтерман назвал «рациональных покупателей, приверженцев прагматичного подхода к покупкам» (слова Шехтермана приводятся в сообщении Х5).

В ходе capital markets day Х5, который прошел ранее на этой неделе, он говорил, что в 2021 году ритейлер может открыть около 45 «жестких» дискаунтеров. Затем Х5 может начать развивать сеть «в более масштабном режиме», говорил директор по стратегии компании Владимир Салахутдинов.

В среднесрочной перспективе Х5 ожидает роста сегмента дискаунтеров: по прогнозам, которые ритейлер приводил в своей презентации, в 2023 году рынок дискаунтеров вырастет до 0,6 трлн рублей с 0,4 трлн рублей в 2020 году. При этом сегмент магазинов «у дома» (это основной формат Х5), согласно прогнозу, вырастет до 6,4 трлн рублей в 2023 году с 4,9 трлн рублей в 2020 году.

Х5 — крупнейший в России ритейлер по объему продаж. На конец сентября группа объединяла 17,352 тыс. магазинов, в том числе 16,385 тыс. магазинов «у дома» «Пятерочка», 910 супермаркетов «Перекресток» и 57 гипермаркетов «Карусель». Выручка компании по итогам девяти месяцев выросла на 14,6%, до 1 трлн 449,266 млрд рублей. Чистая прибыль увеличилась на 45,3%, до 36,399 млрд рублей.

В этом году формат дискаунтера запустил главный конкурент Х5 — ритейлер «Магнит» . Первые три пилотных магазина под вывеской «Моя цена» компания открыла в июле, до конца года контур пилотного проекта планируется расширить до 10 торговых точек.

Концепция дискаунтера «Магнита» предполагает площадь магазина до 300 кв. м, небольшой ассортимент (около 1,8 тыс. SKU), состоящий преимущественно из товаров первого ценового сегмента, а также собственных торговых марок и продукции в экономичной упаковке. Политикой формата предусмотрены постоянные низкие цены для потребителей без проведения промо-акций. Пилотные объекты отличаются простым зонированием торгового пространства и базовым набором оборудования. Концепция предусматривает оптимизированный штат персонала по сравнению с магазинами «у дома», а также гораздо меньшие капитальные вложения в открытие.

Пилот продлится несколько месяцев, «Магнит» изучит отклик покупателей и в случае положительного результата сформирует окончательное CVP формата и примет решение о его масштабировании.