Международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings подтвердило долгосрочный рейтинг Российской Федерации по обязательствам в иностранной валюте на уровне «BBB-» со «стабильным» прогнозом.

«BBB-» является нижней ступенью рейтинга инвестиционного уровня.

Долгосрочный рейтинг России по обязательствам в национальной валюте подтвержден на уровне «BBB/стабильный», краткосрочный рейтинг в иностранной валюте — «A-3», в национальной валюте — «A-2», говорится в пресс-релизе агентства.

«Стабильный» прогноз по рейтингам РФ учитывает как риски для бюджетной и финансовой стабильности, связанные со снижением цен на нефть и пандемией COVID-19, так и устойчивость экономических и бюджетных показателей.

S&P дважды пересмотрело прогнозы по ценам на нефть на 2020 год в этом месяце — 9 и 19 марта — вслед за обвалом нефтяного рынка. Когда в последний раз агентство публиковало рейтинговую оценку по России (17 января 2020 года), ожидалось, что средняя стоимость Brent составит $60 за баррель в 2020 году и $55 — в 2021-м.

Новые оценки S&P предполагают, что в этом году Brent будет стоить в среднем $30 за баррель, в следующем — $50 за баррель, а в 2022-м — $55 за баррель. Аналитики агентства отмечают, что глобальный нефтяной рынок во втором квартале текущего года ждет серьезный дисбаланс спроса и предложения в условиях ценовой войны с Саудовской Аравией и распространения коронавируса.

«В данный момент мировая экономика сталкивается с разрастанием пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, и мы прогнозируем глобальную рецессию в этом году», — говорится в пресс-релизе S&P.

«Быстрые изменения внешней среды, неопределенность в отношении окончательных негативных последствий COVID-19 для российской экономики, а также в отношении ответных мер властей (как их объема, так и эффективности), затрудняют прогнозирование. Тем не менее, мы считаем, что Россия сумеет смягчить эти шоки», — говорится в сообщении агентства.

«Во-первых, российское правительство поддерживает сильную позицию внешнего нетто-кредитора (внешние активы превышают обязательства на 25% ВВП), при этом ликвидные внешние активы превышают внешний долг примерно на 80% платежей по счету текущих операций (СТО). Вместе с гибким обменным курсом это смягчает риски ослабления платежного баланса (в том числе в результате неблагоприятной комбинации снижения цен на нефть и увеличения потенциального оттока средств нерезидентов с рынка рублевых гособлигаций)», — отмечается в пресс-релизе S&P.

«Совокупный внешний долг РФ (18% ВВП) почти в два раза ниже уровня 2014 года — периода предыдущего падения цен на нефть. С учетом прогнозируемого нами профицита СТО совокупные потребности России во внешнем финансировании (платежи нерезидентам) останутся на уровне 60% поступлений по СТО плюс доступные резервы, что является умеренным уровнем даже после вычета резервных фондов правительства, управление которыми осуществляет Банк России, и которые, как мы полагаем, он не будет использовать для поддержки платежного баланса.

Во-вторых, правительство РФ имеет значительное пространство для бюджетного маневра. Государственный долг низок, заимствования для финансирования дефицита осуществляются в иностранной валюте, а механизм бюджетного правила, введенный в 2017 году, адаптировал бюджетную систему к функционированию в условиях цены на нефть в $40 за баррель, — отмечают в S&P. — Последнее предполагает, что сценарий, при котором нефть будет стоить $40 за баррель, приводит к умеренному первичному дефициту федерального бюджета в размере 0,4-0,5% ВВП».

По этой причине, считает агентство, прогнозируемый им уровень цены на нефть на 2020 год будет представлять лишь умеренный стресс для федерального бюджета и выражаться, в основном, в отсутствии дополнительных нефтегазовых доходов, которые в соответствии с бюджетным правилом накапливаются в Фонде национального благосостояния (ФНБ).

Ликвидная часть активов ФНБ, по оценкам S&P, в настоящее время превышает 9,4% ВВП, и эксперты агентства не ожидают, что ее объем опустится до уровня менее 8% ВВП даже если правительство будет использовать эти ресурсы для компенсации выпадающих нефтегазовых доходов в 2020 году.

Также важно, что в отличие от ситуации в ряде других стран-экспортеров нефти гибкий валютный курс в РФ приводит к тому, что бюджетные риски от падения долларовых доходов, полученных в результате экспорта нефти, смягчаются ослаблением курса рубля.

S&P прогнозирует снижение ВВП России на 0,8% в 2020 году на фоне ослабления внешнего спроса и падения инвестиций.

«В 2021 году экономический рост, вероятно, восстановится и составит 3,8%, — отмечают эксперты агентства. — Этот прогноз отражает наши текущие допущения относительно значительного восстановления темпов роста мировой экономики и подъема цен на нефть».

Аналитики S&P отмечают также, что ЦБ РФ имеет значительный опыт поддержания финансовой стабильности в неблагоприятных экономических условиях.

Одним из факторов, обусловливающих ограниченную предсказуемость решений в плане экономической политики, является высокий уровень централизации институциональной системы, говорится в пресс-релизе.

«Вопреки нашим предыдущим ожиданиям, конституционная реформа, предложенная в январе президентом РФ Владимиром Путиным и одобренная 11 марта 2020 года парламентом страны, предполагает дальнейшую концентрацию власти в руках президента. Конституционные изменения также предполагают снятие ограничений относительно сроков пребывания в должности для Путина, что юридически позволяет ему баллотироваться на пост президента еще дважды после окончания его президентских полномочий в 2024 году. Отсутствие публичного обсуждения по данному вопросу, равно как и скорость, с которой поправки были одобрены, позволяют предположить, что система сдержек и противовесов в России остается слабой и по-прежнему будет являться одним из факторов, ограничивающих суверенные рейтинги», — отмечают в S&P.

Кроме того, уровень рейтингов ограничен геополитической напряженностью и международными санкциями, а также зависимостью экономики РФ от доходов от экспорта нефти и газа и ее невысокими долгосрочными темпами роста.

S&P может предпринять негативное рейтинговое действие в ближайшие 24 месяца в случае возникновения риска значительного ухудшения бюджетных показателей РФ, связанного в том числе и с мерами правительства по борьбе с распространением COVID-19.