Трансфертная  цена – это  цена,  по  которой  центр  ответственности передает  свою  продукцию (работы,  услуги)  другим  центрам  ответственности внутри  организации.  Это процесс установления  внутренних  расчетных  цен  между  сегментами  одной  организации.

Как  правило,  трансфертные  цены  применяются   в  центрах  прибыли  и  центрах  инвестиций,  реже – в  центрах  затрат.

Если  продукция (работы,  услуги)  центров  ответственности  потребляется  целиком  внутри  организации,  то  трансфертная  цена является  исключительно  учетной  и  не  оказывает   влияния  на  финансовое  положение   организации.  В  этом  случае  трансфертная  цена  служит  средством  объективной  оценки  деятельности  центров  ответственности.

Оптимальными  являются  те  трансфертные  цены,  которые  обеспечивают  организации  максимально  возможный  маржинальный  доход.

Когда  центры  ответственности  имеют  право  самостоятельно  выходить  на  внешний  рынок  со  своей  продукцией,  выбирать  покупателей,  определять  объемы  продаж  и  цены  на  свою  продукцию,  трансфертная  цена  становится  самостоятельным  показателем,  оказывающим  существенное  влияние  на  финансовое  положение  организации.

В  настоящее  время  используют  три  основных  метода  определения  величины  трансфертных  цен:

1) на  основе  рыночных  цен  (рыночный  подход);

1)    на  основе  затрат  (затратный  подход);

2)    договорные  трансфертные  цены.

Рыночные  цены  достаточно  объективны,  они  дают  возможность  оценивать деятельность  центров  ответственности  на  основе  финансовых результатов. Применение  рыночных  цен  в  качестве  трансфертных  возможно:

-когда  центры  ответственности  обладают  полномочиями  продавать  и  покупать  продукцию  как  в  своей  организации,  так  и  на  стороне;

— при  наличии  устойчивых  рыночных  цен  на  продукцию,  работы,  услуги  центров  ответственности.

Преимущество  данного  метода:

-объективный  характер  рыночных  цен;

-трансфертные  цены  не  будут зависеть от  взаимоотношений  и квалификации менеджеров  покупающих  и  продающих  центров  ответственности.

Применение рыночных  цен  имеет  свои  ограничения:

-необходимо  наличие  развитого рынка  продукции  и услуг,  производимых  центром  ответственности;

-организация  несет  дополнительные  расходы  по  сбору  информации об  уровне  рыночных  цен  на  них.

Затратные  трансфертные  цены  устанавливаются  на  основе следующих  нормативных (плановых)  затрат:

-переменных  затрат – используются  в только  центрах  затрат,  так  как  не  предусматривают  получение  прибыли;

-полных  затрат – используются  только  в  центрах  затрат, так  как  не  предусматривают  получение  прибыли;

-полных  затрат  плюс  прибыль – могут  использоваться  во  всех  центрах  ответственности.

Преимущества затратного  метода:

-трансфертная  цена  приближается  к  рыночной,  что  способствует  принятию  грамотных  управленческих  решений.

Недостатки затратного  метода:

-передающий  центр  ответственности  не  заинтересован  в  снижении  своих фактических  затрат;

-по  трансфертной цене,  рассчитанной на  базе  полной  себестоимости,  нельзя  судить  о степени   эффективности  работы  передающего  центра  ответственности,    следовательно,  контролировать  ее.

Договорные      трансфертные   цены  устанавливаются  между   покупателями  и  продавцами  в следующих  случаях:

—  при  установлении  цен  ниже  рыночных с  целью  завоевания  большей  доли  рынка  и  привлечения большего  числа  покупателей;

— при  внутрифирменном  обмене  в  транснациональных  корпорациях  с  целью  уменьшения  налоговых  и  таможенных  выплат.

При  этом  используется  следующая  формула:

ТЦ = Удельная переменная  + Удельный маржинальный  доход,

                себестоимость           утраченный  продающим  подразделением

                                              в  результате отказа  от  внешних продаж

Эта  формула  универсальна  и  применима  в  условиях    полной      и

неполной  загрузки  производственных  мощностей.

В  странах  с  рыночной  экономикой предприятия  умело  сочетают  все  рассмотренные  методы  трансфертного  ценообразования.  Выбор  того  или  иного  методы  определяется  рядом  факторов:

1) характером  решаемых  в результате  трансфертного  ценообразования  задач (для  принятия  управленческих  решений  используют  одну  трансфертную  цену,  для   оценки  работы  центра  ответственности – другую);

2)степенью  децентрализации  организационной  структуры  предприятия;

3) состоянием  рынка  продуктов  и услуг,  на  которые  устанавливаются  рыночные  цены.

Когда      переговоры   о       ценах  между  технологически  связанными деловыми  партнерами  не  дают  положительного результата,  организации  могут  прибегать  к  помощи  арбитражного  суда.

В настоящее  время  из 100%  компаний,  использующих  трансфертные  цены,  31%  пользуется  рыночной  ценой, 22%  договорной  ценой, у  5%  в  основе   трансфертной  цены  — переменные  затраты,  у  25% — полные  затраты, у  17% — полные  затраты  плюс  прибыль.