Содержание и порядок составления бухгалтерской отчетности

Все организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от организационно-правовой формы, обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность. Составление бухгалтерской отчетности является завершающим этапом процесса бухгалтерского учета, позволяющим сформировать на определенную отчетную дату полную и достоверную информацию о результатах деятельности организации за определенный от­четный период.

Бухгалтерская отчетность — это единая система данных об имущественном и фи­нансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, со­ставляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Отчетным периодом является период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность. Отчетными периодами являются месяц, квартал, первое полу­годие, девять месяцев и год в целом.

Отчетным годом для всех организаций является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, — по 31 декабря следующего года.

Бухгалтерская отчетность подразделяется на годовую и промежуточную отчетность.

Промежуточная бухгалтерская отчетность должна составляться нарастающим итогом в течение года за все отчетные периоды, кроме года в целом (за месяц, квартал и т.д.).

Годовая бухгалтерская отчетность составляется нарастающим итогом в целом за ка­лендарный год.

Состав бухгалтерской отчетности для коммерческих организаций установлен Феде­ральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положением по бух­галтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99, утвержденным при­казом Министерства финансов РФ от 06.07.1999 № 43н (далее — ПБУ 4/99).

Образцы форм бухгалтерской отчетности организаций рекомендованы приказом Мини­стерства финансов РФ от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности органи­заций» (далее — приказ № 67н).

В соответствии с перечисленными документами в состав промежуточной и годовой бух­галтерской отчетности входят:

— бухгалтерский баланс — форма № 1;

— отчет о прибылях и убытках — форма № 2.

В состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, которые представляются только в годовой бухгалтерской отчетности, входят:

— отчет об изменениях капитала — форма № 3;

— отчет о движении денежных средств — форма № 4;

— приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5;

— отчет о целевом использовании полученных средств — форма № 6;

— пояснительная записка.

Вместе с годовой бухгалтерской отчетностью некоторые организации обязаны пред­ставлять аудиторское заключение, подтверждающее достоверность представляемой бух­галтерской отчетности.

В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской дея­тельности» обязательный аудит для коммерческих организаций осуществляется в случаях, если:

организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества

— объем выручки организации от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством РФ мини­мальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда.

Субъекты малого предпринимательства, не применяющие упрощенную систему нало­гообложения, учета и отчетности и не обязанные проводить независимую аудиторскую проверку, имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности отчет об изменениях капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) и пояснительную записку.

В случае если данные субъекты малого предпринимательства обязаны проводить не­зависимую аудиторскую проверку, то они могут не представлять в составе годовой бухгал­терской отчетности отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу при отсутствии соответствующих данных.

Некоммерческие организации могут не представлять в составе бухгалтерской отчетно­сти отчет об изменениях капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) при отсутствии соответ­ствующих данных.

Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав годовой бухгалтер­ской отчетности отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6).


 
Статья прочитана 848 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Содержание и порядок составления бухгалтерской отчетности"

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля