Перед любой организацией остро стоит проблема контроля эффективности и результативности деятель­ности. Эти показатели заложены  в основу оценки работы как организаций в целом, так и их отдельных сегментов, а также менеджеров и сотрудников на всех уровнях управ­ления. В  основе оценки эффективности — соответствие показателей результативности  поставленным целям организации.

Цель — это желаемое состояние объекта в будущем. Выработка системы целей организации — управ­ленческая проблема. Цели высшего порядка устанавливают собственники для высших менеджеров, которые устанавливают цели  для менеджеров и исполнителей на следующих уровнях управления.

Известный американский теоретик и практик управления Питер Ф. Дракер писал, что неправильное формулирование миссии и целей приво­дит к тому, что люди тратят время и силы на тщательное выполнение действий, которые не нужно было предпринимать вообще.

Четко сформулированные цели позволяют выработать механизмы контроля и систему критериев для оценки деятельности конкретных руководителей и более или менее справедливую систему материального стимулирования.

Не   всегда     главной    целью   организации в со­временных    условиях является максимизация прибыли,  так  как:

-в любой экономике действует множество субъектов, которые в принципе не стремятся к получению финансового результата, — это неприбыльные и общественные организации, органы власти и государст­венного управления, ряд учреждений образования и здравоохранения и т. п. Они существуют для других целей, нежели извлечение прибыли;

-максимизация прибыли в каком-либо периоде всегда приво­дит к истощению ресурсов и снижению возможной отдачи в следующих периодах;

-в конкурентной экономике значи­тельные прибыли привлекают на рынок большое количество других фирм, что ведет к падению прибыли у каждого из конкурентов.

Главной целью любой экономической активности должно  быть увеличение благосостояния собственников действующего экономическо­го субъекта, причем собственниками могут быть не только физические лица, но и другие организации и даже государство.

Благо­состояние здесь следует понимать  как улучшение качества жизни. Причем это верно не только для коммерческих организаций, но и для лю­бых других — неприбыльных, государственных, общественных. Главная цель может достигаться:

          — путем увеличения потребления их собственниками отдельных материальных благ (еды, одежды, транспортных средств и т. д.),

         — улучшением экологической ситуации в городе,

         — возможностью доступа к широкому кругу информационных ресурсов, к культурным ценностям,

         — возможностью получения определенных соци­альных благ (образование, здравоохранение).

Говоря о корректности формирования системы целей организации, американский исследователь О. Морган ввел специальные термины «однофазный управленческий анализ» (контроль с прямой и с обратной связью)   и «двухфазный управленческий анализ».

Однофазный управленческий анализ имеет место в тех организациях, где анализ завершает­ся только оценкой соответствия фактических результатов целевым установкам.

При  наличии  двухфазного  управленческого  анализа  наряду  с оценкой соответствия фактических результатов целевым установкам проводится анализ корректности самих целей.

Соотношение системы целей организации и системы управленческо­го анализа можно охарактеризовать двойственно:

      1) система целей формирует содержание и предъявляет определенные требования к  информации,  лежащей  в  основе  принятия решений в организации;

      2) особенности информационного обмена, организация аналитических процедур, определяют способы достижения целей организации.