Одним из важнейших этапов планирования деятельности организации является рассмотрение вариантов возможных изменений рыночной ситуации и возможностей деятельности организации в этих условиях.

Одним из наиболее доступных методов управления  предпринимательской деятельностью и финансовыми результатами деятельности  является операционный анализ, осуществляемый по схеме: издержки — объем продаж — прибыль. Этот метод позволяет выявить зависимость финансового результата от изменения издержек, цен, объема производства и  реализации продукции.

С помощью операционного анализа можно :

1.  оценить прибыльность  хозяйственной деятельности;

2.  прогнозировать рентабельность организации;

3.  оценить предпринимательский риск;

4.  выбрать оптимальные пути выхода из кризисного состояния;

5.  оценить прибыльность инвестиций;

6.  разработать наиболее выгодную для организации ассортиментную политику в сфере производства и реализации.

Ключевыми  элементами операционного анализа  следующие показатели:

-критический объем производства и реализации продукции;

-порог рентабельности;

-запас финансовой прочности.

Анализ безубыточности бизнеса является одним из главных инструментов решения большого класса управленческих задач. Посредством такого анализа можно определять точку безубыточности и запас финансовой прочности (зону безопасности), планировать целевой объем производства, устанавливать цены на продукцию, осуществлять выбор наиболее эффективных технологий производства, принимать оптимальные производственные планы.

Точка безубыточности (порог рентабельности)   – это минимально допустимый объем продаж, который покрывает все затраты на изготовление продукции, не принося при этом ни прибыли, ни убытков.

Если предприятие производит только один вид продукции, точка безубыточности рассчитывается по формуле:

ТБ = ПЗ / (Ц –Пер.З.уд.),

Где: ТБ – точка безубыточности, ед. ПЗ –   постоянные затраты, руб.; Ц – цена единицы продукции, руб./ед.; Пер.З.уд. – переменные затраты на  единицу продукции, руб./ед.; ( Ц –. Пер.З.уд ) – маржинальный доход на  единицу продукции, руб./ед.

В стоимостном выражении  порог  рентабельности  определяется следующим образом:

ТБ = ПЗ / Кмд,

ТБ – критическая величина выручки, руб.

Кмд – коэффициент маржинального дохода;

Кмд = МД / N

N – выручка от продаж, руб.

МД = N – Пер.З.

При наличии более одного вида продукции точку безубыточности можно определить по бизнесу в целом либо по отдельным видам продукции.

Разность между фактической либо планируемой выручкой от продажи  (Nфакт,-  Nплан) и критической величиной выручки (ТБ) характеризует запас финансовой прочности (ЗФП):

ЗФП = Nфакт – ТБ

или ЗФП = Nплан – ТБ

Организация без риска убытков может понизить объем выручки от продажи на величину ЗФП. Запас финансовой прочности можно определить не только в абсолютном выражении, но и относительном:

КЗФП = ЗФП / Nфакт * 100%

или КЗФП = ЗФП / Nплан * 100%

Коэффициент запаса финансовой прочности отражает процент допустимого снижения выручки от продажи без риска убытков.

Показатель безопасности часто  используется для оценки операционного риска: чем выше показатель, тем безопаснее ситуация, так как риск снижения точки равновесия меньше.