Анализ деятельности производственных организаций начинают с изучения показателей производства и реализации  продукции.

Основными задачами анализа являются:

  • оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
  • определение влияния различных факторов на изменение величины этих показателей;
  • выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
  • разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Производство продукции оценивается с помощью натуральных и условно -натуральных показателей, в единицах трудоемкости и по стоимости.

Объем производства характеризуется валовой и чистой продукцией; объем выпуска — готовой и товарной продукцией; объем реализации — отгруженной и реализованной товарной продукцией.

Валовая продукция -это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство; выражается обычно в сопоставимых ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается товарная продукция в оптовых ценах, действующих в отчетном году. По своему составу во многих организациях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Объем реализации продукции определяется в действующих ценах (оптовых, договорных) и включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.

Для оценки произведенной и реализованной продукции по отдельным ассортиментным позициям наряду со стоимостными показателями используются натуральные показатели объемов.

Условно -натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции.

Анализ объема производства начинается с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчетов темпов роста и темпов прироста.

Среднегодовой темп роста можно рассчитать как среднегеометрическую или среднеарифметическую взвешенную  величину.

Анализ объемов производства проводится по стоимостным и натуральным показателям. Сравнение темпов роста стоимостных и натуральных показателей позволяет выделить основные факторы, влияющие на анализируемые показатели. При этом возможны следующие варианты:

1.  Темпы роста стоимостных показателей выше, чем темпы роста натуральных — изменение объемов продукции обусловлено преимущественно ростом цен;

2.  темпы роста натуральных показателей выше, чем темпы роста стоимостных —  изменение объемом продукции вызвано ростом физических объемов продукции.

По аналогичной схеме проводится анализ реализованной продукции. В процессе анализа выделяются те ассортиментные позиции, по которым наблюдались расхождения:

  • фактических объемов выпуска с планом, что привело к невыполнению договорных обязательств;
  • фактических объемов выпуска с плановым объемом реализации, что привело к образованию сверхнормативных запасов нереализованной продукции.

Важное  значение в процессе анализа имеет  изучение факторов, влияющих на выпуск товарной продукции и на объем ее реализации. По экономическому содержанию все факторы можно разделить на три группы:

1.  обеспеченность организации трудовыми ресурсами эффективность их использования;

2.  обеспеченность организации основными фондами, в том числе машинами и оборудованием, и эффективность их использования;

3.  обеспеченность организации сырьем и материалами и эффективность их использования.