Особенности хозяйственной деятельности торговых предприятий, обусловленные спецификой выполняемых ими функций, отражаются в специальных понятиях и терминах, применяемых работниками отрасли и используемых в специальной литературе. Рассмотрим наиболее характерные из таких терминов и понятий с точки зрения экономической теории, так как именно такое их понимание является наиболее правильным.

Валовой доход — сумма торговой наценки, приходящейся на реализованные за отчетный период товары, или реализованная торговая наценка. Сумма валового дохода определяется, как правило, по среднему проценту торговых наценок, для чего составляется специальный расчет, порядок составления которого будет рассмотрен в последующем. Торговая наценка становится валовым доходом только после реализации товаров.

Издержки обращения — совокупность выраженных в денежной форме расходов по обслуживанию процесса обращения товаров: расходы на оплату труда торговых работников, транспортировку товаров, оплату коммунальных услуг и т.д.

Издержки общественного питания — совокупность выраженных в денежной форме расходов на производство собственной продукции, реализацию покупных товаров и организацию потребления произведенной собственной продукции.

Опт — продажа товаров крупными партиями или большими количествами.

Розница — продажа товаров небольшими количествами или поштучно.

Тара — материальные объекты, предназначенные для упаковки, хранения и транспортировки товаров. В торговых предприятиях операции с тарой занимают большой удельный вес.

Товарооборот — обращение товаров, процесс продвижения товаров от производителей к потребителям. Товарооборот может быть оптовым — продвижение товаров от производства в розничную сеть и розничным — доведение товаров непосредственно до потребителя. Кроме того, товарооборотом называют также сумму выручки, полученной торговым предприятием за определенный промежуток времени: дневной товарооборот, месячный, квартальный.

Товары — продукты труда, обладающие как стоимостью, так и потребительной стоимостью, приобретенные предприятиями и предназначенные не для собственного потребления, а для продажи. В связи с общественным разделением труда товары распределяются в обществе путем купли-продажи. Заметим, что Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов», утвержденное приказом Минфина от 9 июня 2001 г. № 44н (ПБУ 5/01), включает категорию товаров в состав материально-производственных запасов (МПЗ). Конечно, с точки зрения экономической природы этой категории активов предприятия товары не могут быть производственными запасами, так как это уже продукты труда, т.е. результат чьей-то производственной деятельности. Объединение товаров с МПЗ допустимо лишь по той причине, что и те и другие — это оборотные средства предприятий, и учет операций с ними осуществляется на основе единых правил.

Торговая наценка (надбавка) — разница между продажной и покупной ценой товара. Размер торговой наценки, за небольшим исключением, устанавливается торговым предприятием самостоятельно, с учетом необходимости покрытия торговых расходов (издержек обращения) и образования прибыли торгового предприятия.

Торговая скидка — сумма, на которую снижается продажная цена товаров, реализуемых покупателям. Порядок предоставления скидок и их размер определяются условиями договора.