В процессе управления финансово–хозяйственной деятельностью организации для принятия эффективных решений необходимы знания о резервах повышения эффективности деятельности, увеличения объема продаж, причинах изменения результативных показателей деятельности организации. Для получения подобной информации используются приемы факторного анализа.

Сущность методов факторного анализа заключается в оценке влияния различных факторов на результативный показатель. При этом соблюдается следующая последовательность:

  1. на первом этапе — выделяют факторы, определяющие уровень анализируемого показателя;
  2. на втором этапе — устанавливают функциональную зависимость между показателем и выделенными факторами;
  3. на третьем этапе — измеряют влияние изменения каждого фактора на изменение анализируемого показателя.

 Для оценки влияния факторов на результативный показатель  могут использоваться следующие методы:

  • дифференциального исчисления;
  • индексный;
  • цепных подстановок;
  • интегральный.

Метод дифференциального исчисления предполагает, что общее приращение результативного показателя разлагается на слагаемые, где значение каждого  определяется как произведение соответствующей частной производной на приращение переменной, по которой вычислена данная производная. Так называемый неразложимый остаток интерпретируется как  логическая ошибка метода дифференцирования и просто отбрасывается.