Перед началом проверки аудитору необходимо решить о сплошном или выборочном характере её проведения.

При этом аудитор учитывает следующие факторы:

— количество объектов основных средств, числящихся на учете;

— факторы повышающие риск проверки. Пример, большой удельный вес объектов, представляющих интерес для рядовых пользователей.

В ходе аудита аудитору необходимо раскрыть следующие вопросы:

1. наличие документов, подтверждающих права аудируемого лица на объекты основных средств (право собственности, право хозяйственного ведения), технических паспортов, документов по регистрации объектов, документов о внесении в реестр государственного имущества;

2. следует проверить правильность оценки объектов основных средств в учете по первоначальной или восстановительной стоимости.

Первоначальная стоимость определяется исходя из затрат на приобретение и сооружение объекта (за вычетом НДС) с учетом расходов, связанных с доставкой, установкой, отладкой объектов. Если в ходе отладки объектов обнаружены дефекты не предусмотренные техническими документами и договором покупки, то затраты на их устранение не должны относится на первоначальную стоимость (или за счет поставщика, или за счет чистой прибыли).

Восстановительная стоимость определяется самим аудируемым лицом по итогам переоценки объектов основных средств. Аудируемое предприятие вправе не чаще 1 раза в год по состоянию на 1 января проводить переоценку ОС для того, чтобы привести их стоимость к реальной рыночной цене. Переоценка проводится на основании данных о рыночной стоимости аналогичных объектов на день переоценки, полученных от производителей соответствующего оборудования, торгующих организаций или на основании экспертной оценки, осуществленной оценщиками. Переоценка оформляется актом, в котором указываются прежняя и новая стоимость объектов основных средств, изменения сумм амортизации, общие итоги переоценки (общие суммы увеличения или уменьшения стоимости основных средств). Акты переоценки утверждаются руководством организации.

3. необходимо проверить правильность начисления амортизации объектов основных средств в соответствии с утвержденными нормами. При этом амортизация не должна начисляться по объектам с полностью начисленной амортизацией, объектам, находящимся на консервации и реконструкции. Сумма начисленной амортизации по производственным и административным объектам относится на издержки произвоства, а по социально-культурным объектам (клуб, поликлиника и аналогичные объекты) на чистую прибыль организации.

4. Необходимо проверить внутреннее движение основных средств, наличие документов, подтверждающих движение – актов приемки-передачи, внутренних накладных. В документах должны быть указаны дата осуществления операции, наименование объекта, фамилии лиц передающих и принимающих. К документам может прилагаться дефектная ведомость, подтверждающая фактическое состояние объекта. С лицами, принявшими объекты основных средств должны быть заключены договоры о полной материальной ответственности.

5. Необходимо проверить правильность осуществления операций по списанию объектов основных средств. Они оформляются актами на списание, в которых указывается дата, наименование списываемого объекта, его первоначальная или восстановительная стоимость, начисленная амортизация, причина списания. К акту может прилагаться дефектная ведомость, в которой указывается техническое состояние объекта и выводы комиссии о невозможности нецелесообразности ремонта и дальнейшего использования объекта. Особенно аудитору необходимо обращать внимание на списание объектов с не полностью начисленной амортизацией. В этом случае аудитору необходимо выяснить причины списания, (пример, авария, стихийное бедствие, интенсивная эксплуатация, моральный износ). В случае аварии или стихийного бедствия данный факт должен подтверждаться документами компетентных органов (ДПС, пожарная охрана, МЧС). При интенсивной эксплуатации данный факт должен быть зафиксирован в техническом заключении. При моральном износе должно прилагаться заключение экспертов о невозможности или нецелесообразности использования (пример, при списании компьютеров устаревших моделей прилагается заключение эксперта о невозможности их использования с современным программными продуктами). При списании аудитору необходимо проверить наличие смет расходов, связанных с демонтажем и их соответствия бухгалтерской документации, оприходование годных к дальнейшей эксплуатации узлов и деталей, годных к переработке вторичных материалов, металлолома. Они должны быть оприходованы по реальной рыночной стоимости и использоваться самим аудируемым лицом или реализовываться специализированным организациям для их переработки. Аудитору необходимо проверить полноту оприходования денежных средств, вырученных от реализации вторичных материалов и лома. Аудитору необходимо обратить также внимание на дальнейшее использование узлов и деталей, содержащих драгоценные металлы. Они утилизируются аудируемым лицом или самостоятельно с последующим оприходованием драгоценных металлов или реализуются специализированным организациям. Аудитору необходимо проверить правильность учета результатов от списания объектов основных средств: отнесения недоамортизированной разницы стоимости объектов основных средств  на убытки, отнесение на результаты стоимости оприходованных материалов и лома, расходов, связанных с демонтажем.