Себестоимость представляет собой выраженные в денежной форме затраты предприятия на производство и реализа­цию продукции (работ, услуг). В уровне себестоимости отражают­ся экономические, научно-технические, социальные и природо­охранные факторы развития предприятия.

Основные задачи анализа себестоимости продукции:

♦  оценка динамики важнейших показателей себестоимости и выполнение плана по ним;

♦  определение факторов, влияющих на динамику показателей и выполнение плана, величины и причин отклонений фак­тических затрат от плановых;

♦  оценка динамики и выполнения плана по себестоимости в разрезе элементов и статей затрат, себестоимости важнейших изделий;

♦  выявление упущенных возможностей снижения себестоимо­сти продукции.

Источники информации для анализа себестоимости продук­ции: плановые расчеты, форма № 5 «Приложение к бухгалтер­скому балансу», форма № 1-предприятие «Основные сведения о дея­тельности организации», форма № 5-з «Сведения о затратах на про­изводство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)», форма № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», форма № 1-т «Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности».

Кроме того, в качестве источников информации используются плановые и отчет­ные калькуляции по важнейшим изделиям, регистры бухгалтерского учета (ведомости, журналы-ордера), данные о нормах и нормативах, содержащиеся в технологических картах и спецификациях и др.

Анализ себестоимости проводится по следующим направлени­ям:

1. Анализ затрат на 1 руб. объема продукции.

2. Анализ себестоимос­ти продукции по элементам и статьям затрат.

3. Анализ себестоимости продукции по технико-экономическим факторам.

4. Факторный ана­лиз себестоимости продукции методом главных компонент, ана­лиз себестоимости важнейших видов изделий.

1. Анализ затрат на 1 руб. объема продукции.

Показатель затрат на 1 рубль объема про­дукции является универсальным, обобщающим показателем себе­стоимости продукции. Он может быть рассчитан для любого предприятия, что очень важно при сравнительном анализе уровня себестоимости различных предприятий.

Снижение затрат на 1 руб. объема продукции характеризует ус­пешность работы предприятия по внедрению новой техники, по­вышению производительности труда, соблюдению режима эконо­мии в расходовании материальных, трудовых и денежных ресур­сов, выявлению и использованию внутренних резервов.

Затраты на 1 руб. определяются  по  формуле:

                   n

∑S * q

1

З = ———— * 100%

                    n

                   ∑ Z * q

1

где 3 — затраты на 1 руб. объема продукции, коп.;

q — количество изделий каждого вида;

S —   себестоимость единицы отдельных видов изделий;

Z — цена единицы изделия;

n  — число наименований изделий.

В процессе анализа затрат на 1 руб. объема продукции необ­ходимо выяснить, как они изменяются по сравнению с преды­дущим отчетным периодом.

Уровень затрат на 1 руб. объема про­дукции за предыдущий и отчетный период можно исчислить по дан­ным формы № 1-предприятие и № 5-з. Методика анализа изменения затрат на 1 руб. товарной продукции по сравнению с предыду­щим периодом представлена в таблице.

Таблица. Динамика затрат на 1 руб. объема продукции

Показатели

 

 

Преды­дущий год

 

 

Отчет­ный год

 

 

Изменение (+, -)
в абс. сумме в%
А 1 2 3 4
Себестоимость продукции (работ, услуг), тыс. руб. 41320 48640 +7320 +17,72
Выпуск товаров и услуг (без внутреннего обо­рота) в фактических ценах (без НДС, акциза), тыс. руб. 44540 54500 +9960 +22,36
Затраты на 1 руб. объема продукции (работ, услуг), коп. 92,77 89,25 -3,52 -3,79

Как видно из таблицы, темпы прироста объема продукции в оп­товых ценах опережают темпы прироста себестоимости продукции на 4,64 процентных пункта (22,36 — 17,72). В связи с этим затраты на 1 руб. продукции снизились по сравнению с прошлым годом на 3,52 коп., или 3,79 %. В результате снижения затрат на 1 руб. продукции предприятие получило экономию по себестоимости в сравнении с предыдущим годом в размере 1918,4 тыс. руб. (3,52 * 54 500 : 100).

На изменение уровня затрат на 1 руб. продукции могут оказать влияние следующие факторы:

— изменение структуры и ассортимента выпущенной продукции,

— изменение себестоимости отдельных ви­дов продукции,

— изменение оптовых цен на продукцию.

Влияние этих факторов на изменение затрат на 1 руб. продукции можно ус­тановить способом цепной подстановки. С этой целью произво­дится следующий расчет, представленный  в  таблице.

 Таблица. Факторный анализ затрат на 1 руб. продукции (работ, услуг)

Показатели Расчетные фор­мулы Сумма
А Б 1 2
1 Себестоимость продукции (работ, услуг) за преды­дущий год, тыс. руб. n

∑S0 * q0

1

              41320
2 Фактически выпущенная в отчетном году товарная продукция, тыс. руб.

а) по себестоимости предыдущего года

 

 

б) по себестоимости отчетного года

 

           n

∑S0 * q1

1

 

n

∑S1 * q1

1

 

 

48550

 

 

 

48640

 

 

 

3 Объем продукции (работ, услуг) за предыдущий год тыс. руб.                         n

∑Z0 * q0

1

 

44540

4 Объем продукции (работ, услуг) отчетного года в ценах предыдущего года, тыс. руб.                         n

∑Z0 * q1

1

 

53220

5 Объем продукции (работ, услуг) отчетного года в ценах, действовавших в отчетном году, тыс. руб.                         n

∑Z1 * q1

1

 

54500

6 Затраты на 1 руб. продукции (работ, услуг) в преды­дущем году,

коп. (стр. 1 : стр. 3)

      n

∑S0 * q0

1

З = ————- * 100%

      n

      ∑ Z0 * q0

1

 

 

 

92,77

7 Затраты на 1 руб. фактически выпущенной в  отчет­ном году продукции:

а) по себестоимости и в ценах предыдущего года (стр. 2а : стр. 4), коп.

 

 

n

∑S0 * q1

1

З = ————- * 100%

      n

      ∑ Z0 * q1

     1

 

 

 

 

91,23

 
б) по себестоимости отчетного года и в ценах на продукцию предыдущего года (стр. 2б : стр. 4), коп.       n

∑S1 * q1

1

З = ————- * 100%

      n

      ∑ Z0 * q1

1      

 

 

 

91,39

 
в) по себестоимости и в ценах отчетного года

(стр. 2б : стр. 5), коп.

      n

∑S1 * q1

1

З = ————- * 100%

      n

      ∑ Z1 * q1

      1

 

 

 

89,25

 

1. Влияние фактора структуры и ассортимента продукции на из­менение затрат на 1 руб. продукции определяется по формуле:

 

n                                     n

∑S0 * q1                            ∑S0 * q0

1                                                 1

∆З1 = ————- * 100 —    —————— *100

n                                       n

∑Z0 * q1                               ∑Z0 * q0

1                                        1

Под влиянием изменения структуры и ассортимента продук­ции затраты на 1 руб. продукции снизились на 1,54 коп. (91,23 -92,77), а сумма экономии на весь объем продукции составила 839,3 тыс. руб. (1,54 — 54 500 : 100).