Налоговый аудит может осуществляется, как часть общего аудита, в этом случае он позиционируется как проверка расчетов по налогообложению в целях подтверждения общей достоверности бухгалтерской отчетности. Налоговый аудит может осуществляться и отдельно, как сопутствующая услуга. В этом случае он осуществляется, когда клиент желает подвергнуть проверки налоговый учет, налоговую отчетность своей организации.

Цель налогового аудита – снижение налоговых рисков, т.е. снижения вероятности того, что в ходе последующей проверки налоговыми органами будут выявлены нарушения налогового законодательства и к организации-заказчику будут предъявлены штрафные санкции.

В первую очередь налоговый аудит пользуется спросом у крупных компаний, осуществляющих несколько видов деятельности, в т.ч. экспортно-импортные операции. Чтобы минимизировать налоговые выплаты, избежать штрафных санкций компании-клиенту целесообразно и экономически выгодно провести налоговый аудит, посредством которого удасться выявить и нейтрализовать ошибки в ведении налогового учеа и составления налоговой отчетности.

Следующей категорией клиентов, которым необходим налоговый аудит являются организации, у которых произошла смена главного бухгалтера. Очень часто это негативно сказывается на ведение бухгалтерского учета и налогового учета. Новому главбуху подчас весьма сложно выявить и исправить ошибки предшественника. Ему необходима помощь в виде налогового аудита.

Как правило, налоговый аудит проводится сполошным порядком. По методу своего проведения он схож с проверкой, которую проводят налоговые органы.

В целом налоговый аудит можно определить, как выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению налоговых отчетов с целью выражения мнения о степени их дстоверности и соответствие нормам налогового законодательства.

Налоговый аудит проводится в несколько этапов:

1. Предварительная оценка (экспертиза) существующей системы налогообложения клиента;

Этот этап предусматривает следующие действия:

а) общий анализ элементов системы налогообложения;

б) определение основных факторов, влияющих на налоговые платежи;

в) проверка правильности методов исчисления налоговых платежей;

г) правовая и налоговая экспертиза существующей системы хозяйственных отношений;

д) анализ организации документооборота, изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;

е) предварительный расчет налоговых показателей клиента.

На этом этапе аудитору необходимо рассмотреть такие существенные факты, как: специфика основных хозяйственных операций клиента, существующий объект налогообложения, соответствие применяемого порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценка уровня налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.

2. Проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты налогов.

На этом этапе аудитору необходимо определить: на каких именно участках налогового учета необходима углубленная проверка. По результатам предварительного анализа аудиторы могут выявить проблемные места в налоговой системе клиента и уделить им наибольшее внимание.

Проверка исчисления и уплатыы налогов проводится в тематическом разрезе. В организациях со сложной системой налоговых обязательств, имеющих обособленные подразделения, дочерние компании, являющиеся самостоятельными налогоплательщиками этот этап аудита должен проводится сплошным методом. При этом могут возникать различные обстоятельства, усложняющие проведение проверки и требующие от аудитора особого внимания. Пример, разные режими налогообложения у головной организации и филиалов (общий налоговый режим – у головной организации, упрощенный режим – у филиала). На этом этапе осуществляется проверка налоговой отчетности, правильности составления форм, правильности исчисления налогов, сроков уплаты. При этом проверяется правильность формирвоания налоговой базы и правильность заполнения налоговых  деклараций. По существу, аудиторы проводят экспертизу бухгалтерского учета и налогового учета с точки зрения правильности и своевремнности уплаты налогов.

3. Оформление и представление результатов проведения налогового аудита. Результаты налогового аудита оформляются аудиторским заключением, в котором аудитор выражает мнение о степени полноты, правильности исчисления, полноты и уплаты налогов и о правильности применения налоговых льгот. В отличие от заключения по бухгалтерской отчетности ,заключение по налоговому аудиту не является документом офицального характера, поэтому заказчик должен также требовать отчет об аудиторской проверки, в котором подробно рассмотрены все выявленные ошибки, даны рекомендации по их устранению. Аудитор не может заставить заказчика принимать иные решения, они лишь могут дать обоснованные рекомендации по следующим вопросам:

а) рекомендации и предложения по улучшению существующей системы налогообложения;

б) оптимизация механизмов начисления налогов с учетом особенностей клиента;

в) рекомендации о полном и правильном использовании клиентом налоговых льгот;

г) предложения по созданию конкретного комплекса мер, направленных на оптимизацию налогов и снижению налоговых рисков;

д) предварительный расчет налоговых платежей при различных вариантах догорных отношений клиента и различных видах деятельности;

е) рекомендации по достижению соответствия принципов налогового учета, применяемых отдельными подразделениями и филиалами в единой системе налогового планирования;

ж) рекомендации и предложения по улучшению системы внутреннего контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов;

з) предложения по адаптации действующей системы налогового планирования и учета, возможным изменениям требований налогового законодательства.

Аудиторская организация может также представлять интересы клиента в налоговых органах.